Судьба Голубого озера под Казанью, о котором мы уже писали, по-прежнему вызывает опасения. Местные жители звонят во все инстанции, сообщая, что уникальное озеро практически перестало существовать, обмелев до глубины 30 сантиметров. При этом минэкологии РТ, под чьим контролем на озере ведутся работы по благоустройству, уверяет, что по их окончании озеро восстановится. Что же происходит на Голубом на самом деле и станет ли оно прежним, рассказывают специалисты.
На восстановление озера уйдут десятилетия
На место работ выехала завкафедрой природообустройства и водопользования, завлабораторией оптимизации водных экосистем Института управления и территориального развития КФУ профессор, д.б.н. Нафиса Мингазова. Зрелище, которое предстало перед ее глазами, повергло эколога в шок.
«Озеро просто спустили в Казанку, прорыли канаву, и через нее вода стала уходить, – говорит Нафиса Мингазова, – изменились ее гидрофизические свойства, она перестала быть голубой. Вместе с потоком уходящей из озера воды вымываются лечебные илы со дна, а с ними редкие мхи, водоросли и обитающие в них краснокнижные черви, ракообразные. На берегу вырублено не пять, как было заложено в проекте, а 50 деревьев. Хрустального водопада больше нет. Понадобятся десятки лет, чтобы все это восстановилось».
Профессор срочно направила в минэкологии РТ письмо со своими замечаниями и предложением помощи, ведь ученые КФУ изучили Голубые озера вдоль и поперек и выпустили по результатам исследований книгу и монографии. Но воспользоваться советами профессионалов чиновники не спешат. Вместо этого на озере по-прежнему хозяйничает ЗАО «Реставрация», которое выиграло тендер минэкологии РТ на проведение работ. По какому принципу министерство выбрало именно эту организацию – остается загадкой. Когда Нафиса Мансуровна спросила рабочих, есть ли у них опыт реконструкции подобных уникальных природных объектов, они ответили: «Есть, мы ремонтировали Национальный музей». Понятно, что людям, которые не видят разницы между музеем и озером, что называется, до лампочки, голубое оно или нет и что с ним вообще происходит. Они могут запросто слить озеро в Казанку, раскурочить берега и дно тяжелой техникой, утопить в нем экскаватор. Такая же наплевательская позиция, похоже, и у сотрудников министерства, ведь никаких мер по остановке варварских действий они не принимают.
Работают не там и не так
Как такое могло случиться, если проект прошел государственную экологическую экспертизу? В составе выдававшей заключение экспертной комиссии все те же сотрудники министерства и ЦТУ минэкологии. Первым пунктом в составе основных проектных решений значится «расчистка русла протоки при помощи экскаватора: уборка мусора, бурелома, наносов, раскорчевка кустарника, выемка ила (!). Вынутый грунт предусматривается использовать на засыпку понижений в районе озера. После расчистки дна протоки до проектных отметок предполагается крепление гравием толщиной 25 см». По словам Нафисы Мингазовой, рабочие считают ценный лечебный ил, от наличия которого в том числе зависит голубизна воды, обычной грязью и искренне верят, что сделают доброе дело, вычерпав его. Ладно рабочие, они выполняют заказ, а вот то, что профессиональные экологи могли дать на это добро, вызывает сильное сомнение в их профессионализме.
Из того же заключения становится понятно, почему озеро поручили «заботам» ЗАО «Реставрация». Изначально было предложено два варианта благоустройства: с применением габионных конструкций (металлической сетки), с заполнением их камнем вручную при помощи водолазов. И с устройством вертикальной стенки из лиственничных свай и отсыпкой камня. По мнению Нафисы Мингазовой, гораздо лучше подошел бы первый вариант, когда работы ведутся практически вручную, без множества тяжелой техники, которую вообще нельзя было загонять на узкий перешеек между рекой и озером. Но мнения гидрологов никто не спрашивал, важнее было то, какой вариант более легок и быстр в исполнении. Поэтому «принимая во внимание, что работы по первому варианту более трудоемки и длительны, носят сезонный характер, требуют устройства на территории ООПТ площадки автокрана, принято решение проводить работы по второму варианту», потому что он менее трудоемок.
«Но мало этого, строители действуют не по проекту, – говорит Нафиса Мингазова. – Нигде здесь не говорится о том, чтобы прорывать новую канаву, по которой озеро сейчас уходит. Почему они это сделали, вообще непонятно. Везде в документе говорится о Казанке, ее берег должны укреплять, работать должны с Казанкой, а в итоге почему-то работы идут именно на озере».
По проекту «гидрологический режим ручья, вытекающего из Большого Голубого озера, во время проведения работ регулируется за счет существующей плотины, находящейся выше по течению под мостом». Плотина эта существует уже более двухсот лет. Но рабочие почему-то посчитали, что будет лучше перегородить ручей бетонными блоками. Такое ощущение, что хозяйничают они на озере, как сочтут нужным, и никто их не контролирует. Если озеро спустили, чтобы оно «не мешало» работе техники и чтобы легче было вытащить экскаватор, то это настоящее экологическое преступление, как и то, что их никто не остановил.
А по мнению сотрудников института проблем экологи и природных систем АН РТ, которые тоже исследовали Голубые озера, укрепление берега нужно проводить вообще в другом месте, на той части озер, что находится через дорогу.
«Сотрудники ИПЭН АН РТ, – говорит завлабораторией гидрологии института Асия Горшкова, – стояли у истоков создания проекта берегоукрепления. Есть место, где Купальни под санаторием «Крутушка» находятся в опасности из-за возможного прорыва перемычки между озерами и рекой Казанкой. Еще в 2008 году мы пытались подать первый проект по берегоукреплению Казанки в этом районе. Маловодный 2010 год обнажил проблему, берег дал крутую трещину, через саму береговую кромку вода стала интенсивно просачиваться в Казанку. О проекте было заговорили вновь, но потом опять забыли. И вдруг оказывается, без запланированного нами научного обследования проект осуществляется, но не так и не там, где нужно!»
Озеро стало жертвой частных интересов?
Есть во всей этой истории еще одно темное пятно. Давно ходили слухи о том, что часть заказника продана в частные руки, и хозяин ближайшего к водопаду участка с домом решил перенаправить сток на свою территорию. Как выяснилось, предположение не лишено оснований. Нафиса Мансуровна рассказала, что рабочие твердо уверены: та часть озера, которая переходит в водопад, – частная территория. Мало того, вдоль озера проданы еще два участка и все тому же владельцу, чей шикарный коттедж находится поблизости.
Тема Голубого озера по-прежнему остается актуальной и активно обсуждается в сети Интернет (Орфография и пунктуация сохранены. – Прим. авт.): «То есть экскаватор мимо проезжал и так рраз – и «случайно» уничтожил водопад))).
Вы сами-то хоть понимаете, что написали? Я там был в воскресенье! Там все разворотили!» – пишет блогер Константин. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда... – считает блогер Валентина Новикова. – К сожалению, у нас так случается довольно часто: под эгидой благих намерений совершаются преступления. И, к сожалению, чаще всего виновники остаются безнаказанными».
Фото: Фото и видео Эдварда СОКОЛОВА