Сегодня год со дня страшной катастрофы на Волге, в которой погибли 122 человека. В эти дни в России вспоминают тех, кто не смог спастись из этого ада. «Булгария» стала могилой для 28 детей. Сегодня недалеко от того места, где затонул корабль, возвели мемориал. На стене памяти выбиты имена погибших. А само «мертвое» судно стоит возле берега – в трех километрах от места, где затонуло год назад.
Матросы первыми прыгали в воду
Год назад, 10 июля, выходной день разорвал звонок подруги из Москвы: «Теплоход на Волге утонул!» Первое сообщение от МЧС, как сейчас помню, было о двух погибших. Но чем дальше я выясняла подробности о пассажирском судне «Булгария», тем больше бросало в холодный пот, и подкатывал комок к горлу. Масштабы катастрофы потрясли мир. Казалось, небо потемнело от людского крика и плача у причала, куда пристала «Арабелла» со спасшимися на борту.
Каждый раз, когда вспоминаю те страшные дни, полные человеческой боли и скорби, перед глазами стоит один из пассажиров теплохода Руслан Забиров. Мы с коллегами разговаривали с ним в речном порту на следующий день после трагедии. Точнее, говорил он, а мы слушали, едва сдерживая слезы. Спрашивать о том, что пережил человек, потерявший в кораблекрушении беременную жену и друзей, было просто невыносимо.
Руслан рассказывал, как теплоход погрузился в воду под музыку, доносившуюся из радиоприемников, как кинул спасательные жилеты жене и ее подруге, а самого его выкинуло волной за борт, и как спасался экипаж «Булгарии», отталкивая пассажиров от спасательных плотов.
«Там была такая паника! Команда корабля даже сигнал о тревоге не объявила, матросы первыми сами попрыгали в воду! В каютах музыка играла, раздался какой-то странный треск, и корабль ушел на дно за минуты. Мы вдвоем еще с одним парнишкой черненьким помогали людям забираться на плот. Вода была вся в мазуте, скользко, да еще и кругом такой хаос, ужас, плач и крики».
По некоторым данным, Руслан сейчас не живет в квартире, где раньше был с семьей. Ему тяжело переживать все заново.
Наталью и Николая Макаровых спасла 11-летняя дочь. Юля кинула родителям жилеты, а сама уже не успела выбраться из водного ада. Когда «Булгария» тонула, образовалась воздушная пробка, которая отбросила дочь от матери. Большинство остальных ребятишек в момент катастрофы оказались собраны в одном месте – в музыкальном салоне.
10-летний Динар выбрался живым из музыкальной комнаты, в которой находились около 50 малышей. Мальчик был в состоянии глубокого шока, из которого с трудом выбрался.
По словам ребенка, когда теплоход стал крениться, они очень испугались и заплакали. В комнату ворвался мужчина. Он разбил окно и приказал всем убегать, потому что корабль начал тонуть. Дети бросились из комнаты. Сам Динар выпрыгнул в иллюминатор в воду. Тот самый мужчина, который спасал детей, по словам пассажиров, был бармен теплохода. Он погиб.
Обвиняемые тянут друг друга на дно
Сейчас те, кто выжил, и родственники погибших замкнулись в своем горе. Для них воспоминания о трагедии – почти запретная тема. В уголовном деле о гибели «Булгарии» потерпевшими проходят 201 человек. По словам следователей, когда они знакомились с материалами уголовного дела, рядом с ними дежурили медики и психологи. Перечитывать, как тонули пассажиры теплохода, как погибали их близкие, было выше сил.
До сих пор непонятно, почему корабль утонул. Причин крушения «Булгарии» несколько: катастрофа произошла из-за плохих погодных условий, сказалось запущенное техническое состояние судна, отсутствие решительных действий со стороны экипажа.
Старпом капитана Рамиль Хаметов рассказывал корреспонденту 116.ru, что матросы и он лично спасали людей, раздавали спасательные жилеты. Но следствие доказало, что экипаж на судне был никуда не годным.
«На допросе членов экипажа выяснилось, что люди не знают своих обязанностей на случай тревоги. Задаем конкретный вопрос, что должен делать человек во время тревоги, а они отвечают: «Не знаю», – говорит старший следователь-криминалист СУ СКР по РТ Айдар Галиев. – А они должны были знать, кто и что делает. Кто-то должен раздавать спасательные жилеты, кто-то – указывать дорогу, куда бежать к спасательным шлюпкам. Расписание тревог у них было старое, утвержденное еще другим капитаном».
Кроме того, следствие считает, что вина каждого обвиняемого доказана. На сегодня их пятеро. Обвинения предъявлены субарендатору дизель-электрохода «Булгария» Светлане Инякиной, старшему эксперту Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Якову Ивашову, старшему помощнику капитана дизель-электрохода «Булгария» Рамилю Хаметову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирику Тимергазееву и его подчиненному – главному государственному инспектору Владиславу Семенову. Четверо из них под арестом, кроме старпома.
Несмотря на то, что Инякина, находясь в следственном изоляторе, написала заявление, в котором требует привлечь к уголовной ответственности выживших членов экипажа «Булгария» за грубое нарушение инструкций и провал спасательной операции, следствие считает, что Инякина просто пытается обелить себя в глазах пострадавших.
По версии следствия, именно Инякина как работодатель должна была проследить, кого набирали в состав команды. После допросов выяснилось, что инструктаж не проводили, трудовых договоров не составляли, должностные обязанности в глаза не видели, устав не читали. Кроме того, дипломы и квалификационные свидетельства, что они соответствуют должностям, были только у пяти человек из экипажа.
«Все держалось на авторитете погибшего капитана Александра Островского, – говорит г-н Галиев. – Старый авторитетный капитан убедил их пойти в последний рейс после разговора с Инякиной, а вот под каким предлогом она убедила его – неизвестно. Инякина ничего не говорит, а Островский погиб».
Владелец судна на свободе
Между тем пострадавшие считают, что на скамье подсудимых должен оказаться также бизнесмен Михаил Антонов – директор Камского речного пароходства, владелец «Булгарии». Однако уголовного наказания миллионеру, владельцу пароходов пока избежать удалось.
ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», 53% акций которого принадлежало председателю совета директоров ОАО Михаилу Антонову, всего-навсего сдало «Булгарию» в аренду пермскому ООО «Бриз», в котором, по удивительному совпадению, одним из владельцев также является господин Антонов. Ну а, собственно, «Бриз» и сдал корабль-убийцу в субаренду казанскому ООО «АгроРечТур» Инякиной. Состава преступления в том, что миллионер сдает в аренду дырявые, старые суда, видимо, следствие не нашло.
Любопытно, что Антонов находился под следствием за незаконный оборот боеприпасов. Ранее его подозревали в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и злоупотреблениях, что не помешало ему стать почетным членом «Единой России».
Блогеры считают, что правду о гибели «Булгарии» до конца мы никогда не узнаем. «Тайна рокового рейса навсегда останется под водой, – уверен блогер Сергей Кузнецов. – Капитан погиб, Инякина молчит, а миллионер Антонов греет брюхо где-нибудь на Канарах, пока в Камском Устье плачут на поминках родственники сотен невинно убиенных жадностью горе-бизнесменов».
Знак на воде
Сегодня в кабинете министров РТ награждали государственными наградами сотрудников МЧС по Республике Татарстан за мужество и героизм в ходе проведения поисково-спасательной операции при ликвидации катастрофы теплохода «Булгария». Государственные награды, в том числе медали ордена «За заслуги перед Отечеством», вручил полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич.
Родственники погибших уговорили охранников «Булгарии» повесить венок на мертвый корабль, который все считают братской могилой для 122 пассажиров рокового рейса.
А между тем на месте крушения «Булгарии» установили плавучий опознавательный знак. Проплывающие мимо суда должны будут давать длинный гудок, напоминая людям о трагедии, случившейся на Волге год назад.