ОАО «РЖД» разработало предложения к долгосрочной национальной программе развития скоростного и высокоскоростного движения в России. Реализация проектов предусматривается в 2 этапа и в свете проведения в стране чемпионата мира по футболу в 2018 году приобретает особую актуальность.
На первом этапе в период с 2012 по 2020 годы планируется создать ВСМ на участках Москва – Санкт-Петербург и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург общей протяженностью около 1800 км. Также планируется организовать скоростное движение на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/час по направлениям Москва–Ярославль, Новосибирск–Омск, Москва–Красное в сторону Минска и Москва–Суземка в сторону Киева.
Кроме того, предполагается открыть скоростные направления с транзитным движением поездов по территории Украины с созданием специализированных пассажирских (Курский ход) и грузовых (Воронежский ход) направлений. Общая протяженность скоростных линий до 2020 года может составить до 4,3 тысячи км.
На втором этапе реализации программы в период 2021–2030 гг. предусматривается завершение формирования ВСМ Москва–Екатеринбург посредством строительства участка Москва – Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару. Предполагается строительство ВСМ в связях с Украиной, Белоруссией и возможным дальнейшим продлением в Западную Европу.
Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тысячи километров за счет реализации проектов в Поволжье (Москва–Саратов, Самара–Саранск, Самара–Пенза, Самара–Саратов, Саратов–Волгоград), на Урале (Екатеринбург–Челябинск), в Сибири (Новосибирск–Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск–Владивосток).
В результате реализации программы общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети ОАО «РЖД» должна составить около 12 тысяч км, а пассажиропоток достигнет 32 млн человек в год. Потребный объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн рублей, в том числе в период до 2020 года – 2,5 трлн рублей.