Дети рисуют с удовольствием. Малыш впервые ведет карандашом по бумаге и делает большое открытие – этот предмет оставляет след. Пальчиком макает в краску, и он тоже оставляет на бумаге след. Ребенок постарше отдается процессу более осознанно: он уже выбирает цвет и рисует именно им. Он смешивает краски и получает разные цвета – и для него это тоже большое открытие. Рисование имеет огромное значение для ребенка. Так он выражает свои эмоции, передает настроение. Когда он рисует, то попадает в свой мир, где ему хорошо, комфортно, где он – творец и может все. Дети, которые рисуют, потом и в школе быстрее осваивают письмо, у них лучше поставлена и разработана рука. Но самое главное – через краски, через рисование происходит раскрытие личности.
Оленя Деду Морозу!
В изостудии дети не только осваивают работу с красками, но и придумывают и создают образы, целые красивые картины. «Рисование, конечно, начинается со сказки, – говорит руководитель изостудии Ирина Добровольская. – Например: Деду Морозу надо к нам приехать. Как он поедет? Дети говорят: на машине. Но машина по северу не пройдет. «На лошадях!» – а лошади замерзнут на севере. И мы приходим к тому, что надо нарисовать оленя. Без этого Дед Мороз к нам не придет, и праздника не будет. Они сами случайно попадают в сказку, они поверили тому, что Деда Мороза надо обязательно привезти. Какую карету они хотели бы ему предложить? Карета должна быть праздничной. Дед Мороз добрый, ласковый. В карете солнечные цвета – красный, оранжевый. Я попросила передать в цвете, что Дед Мороз добрый, хоть и холодный. А чтобы ему было не было в жарко на аншем рисунке, мы засыпаем карету снегом – рисуем снежные узоры». Малыши так не только работают с красками – они развивают творческое мышление, фантазируют.
Глядя на детские рисунки, педагоги сами порой удивляются: как в голову пятилетнего мальчика пришел тот или иной образ? Откуда он его взял? «Вот две картины одного мальчика – добро и зло, – продолжает Ирина Германовна. – На первом рисунке яркие радужные цвета, светит солнце. А на втором нарисован кто-то непонятный, черный, с длинным хвостом, уходящим за пределы рисунка. Мальчик пяти лет очень хорошо различает добро и зло, сообщает, что жить он хотел бы там, где добро. Создавая эти образы, он представляет то, о чем говорит. Я иногда удивляюсь, что это дошкольники. Они все, оказывается, могут. Даю задание дракона нарисовать. Они же его нигде не видели, не знают, но все рисуют. Никто не говорит: не могу, не умею, не учили вы нас».
Рисование играет огромную роль в развитии мелкой моторики. Чтобы получилось красиво, ровно, нужно карандаш, кисточку держать правильно, вести по бумаге так, чтобы рука не дрогнула. И рисовать можно не только краской и кисточкой, но и пальчиками, и штампами или поролоновыми тампонами. Использовать самые разные техники аппликации – рвать бумагу и наклеивать кусочки, создавая образ или узор. Скатывать кусочки и делать бусы. Резать бумагу на мелкие кусочки и наклеивать на бумагу. Аппликации делают и из круп – манки, кукурузы. Все эти занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Многие родители замечали, что рисующий ребенок потом и пишет лучше, у него лучше разработана и поставлена рука.
Папа большой – папа маленький
В детском рисунке, как в зеркале, отражается состояние его души, его мировосприятие. Неслучайно рисунок – один из основных психологических приемов в работе с детьми. «Когда ребенок раскрашивает рисунок и, тем более когда создает свой, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, – поясняет психолог Вера Дрожжина. – Например, если он использует много черного цвета, стоит насторожиться, потому что это означает неустроенность, скорее всего, это признак проблем в семье, ему там неуютно. Если красный цвет – это какое-то перевозбуждение. Если преобладает один цвет явно и на протяжении многих рисунков – нужно что-то с этим делать. Желтый, оранжевый, зеленый – тут и расшифровывать не надо. Ребенок спокойный, живет в комфортной обстановке. Фиолетовый – какая-то тревога. Если просто в рисунке ребенок использует все цвета, никаких подозрений быть не должно. Если рисунок исполнен простым карандашом, то о состоянии ребенка можно сказать по линиям.
Ровные – спокойное состояние. Если рваные линии и особенно если много штриха – что-то не так с ребенком. Рисунок ребенка рассказывает о его внутреннем мире, о его настроении в данный момент. На основе этого созданы детские тесты, так называемые проективные рисунки, когда ребенок свои эмоции передает в рисунке. Особенно хорошо это видно в дошкольном возрасте. Например, портрет семьи. Смотришь на него, и сразу все понятно. Ребенок совершенно не придает значения, неосознанно воспроизводит семейную обстановку. Благополучная семья – это ребенок между мамой и папой, за руки держатся. А сколько таких, которые, допустим, папа большой, а где-то в уголочке он с мамой, или папа с мамой, а ребенок где-то отдельно. Рисунок наглядно показывает проблему. Так мы можем выйти на дальнейшую работу с семьей».
«Большую помощь оказывает рисование, когда ребенок чего-то боится, – говорит Вера Аркадьевна. – Напугало его какое-то животное, какой-то мультик. Предложите ему нарисовать свой страх. А потом дорисуйте ему усики – и страшный герой станет смешным!» Рисунок поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность. Очень полезно детям раскрашивать картинки, и лучше всего использовать не цветные карандаши, а краски. Дети сами показывают, что им особенно нужно (могут долго заниматься одним делом, его не оторвать от раскраски). Задача взрослых – дать им большое пространство для творчества и самовыражения.
Полосатая терапия
Вот еще интересные примеры детских рисунков. «Первые полгода мы просто рисуем, а через полгода я говорю им: нарисуйте свое настроение, что хотите! Они рисуют. Я им говорю: теперь название дайте, – рассказывает руководитель изостудии Ирина Добровольская. – Предположим: рисует мальчик полосками: оранжевая, зеленая, оранжевая, зеленая… И у него из раза в раз одна и та же картинка. А теперь назови, говорю. Он говорит: козлик. Соотношение того, что он нарисовал и как он это назвал – это ненормально. Девчонка один раз рисует все голубое, голубое, голубое. Настроение такое. Я говорю: назови свою картину. Она говорит: небо, и придраться не к чему. Эмоциональный ребенок у меня занимался. Мог зареветь, закричать – и тут же успокоиться. И картины у него такие же! Мне интересно было, как влияет цвет на ребенка. Он действительно влияет «лечебно»: дети успокаиваются. Рисование мне, взрослому человеку, помогает, не говоря о детях».
Рисование для ребенка – это терапия, цветотерапия, утверждают психологи и педагоги. «У меня занимается девочка – замкнутая, не разговаривает, только все рисует и рисует, – продолжает Ирина Германовна. – Она этим лечится: попадая в свой комфортный дом, где все может, где она – волшебница, и может создать все, что хочет. Занимается в студии и мальчик-аутист. С каждым рисунком он раскрывается: сразу можно сказать, какое эмоциональное состояние ребенка было здесь или здесь. Когда рисует, он себя даже нахваливает! Во время рисования дети себя утверждают: они могут, они умеют. Есть нерешительные дети, но в конечном счете каждый из них говорит: «Я могу, я знаю, как это сделать». Почему мы любим цветы? Почему это тоже цветотерапия, это передача эмоций цветом. В садах люди без цветов не обходятся именно потому, что когда все зацветает, это очень красиво. И мы наблюдаем природу».
Рисование – это положительная зарядка для ребенка. То же и с танцами, и с музыкой. Когда ребенок танцует, когда поет, он получает огромный заряд энергии. Когда малыш рисует – он получает позитивные эмоции. Он поднимает себе настроение. Он создает свой мир, рисует то, что хочет и как хочет, как себе его представляет. И в итоге кропотливой работы получает результат – картину, в которой он выразил самого себя. А это – повод быть довольным собой, удовлетворенным результатом своего труда.