Город Памятник солдату пришелся не ко двору

Памятник солдату пришелся не ко двору

Драматические события происходят в одном из сел Алькеевского района республики. Накануне праздника 9 Мая здесь может быть снесен единственный в Татарстане памятник пропавшему без вести солдату. Простояв почти год у школы рядом с памятником павшим в Велику

Драматические события происходят в одном из сел Алькеевского района республики. Накануне праздника 9 Мая здесь может быть снесен единственный в Татарстане памятник пропавшему без вести солдату. Простояв почти год у школы рядом с памятником павшим в Великую Отечественную войну односельчанам, монумент оказался не по сердцу некоторым жителя села – слишком похож на могильный. Несмотря на то что большинству жителей монумент не мешает и они считают его посвященным всем пропавшим без вести землякам, глава сельского поселения потребовал памятник убрать.

Меценат Толстов

Прежде чем рассказывать об истории памятника, стоит поведать о самом Леониде Толстове. Уроженец села Чувашское Бурнаево, где, собственно, и происходят описываемые события, он всегда с уважением относился к ветеранам Великой Отечественной войны. Работая водителем в соседнем Тольятти, часто привозил им подарки и гостинцы, помогал с проведением праздника 9 Мая. Идея поставить памятник пропавшим без вести пришла к нему не сразу. Сначала узнал, что у бабушки в Тольятти, которой он помогал выправить паспорт, сын пропал без вести. Потом вспомнил, что и первый муж его матери, фамилию которого он носит, тоже пропал без вести. И однажды, слушая, как школьница в Чувашском Бурнаево читала на митинге стихи Константина Симонова «Жди меня и я вернусь», решился делать памятник. Глава сельского поселения, у которого он спросил разрешения поставить памятник рядом с монументом погибшим на войне землякам, был не против. Так в прошлом году на этом месте появилась небольшая стела из черного камня с надписью «Солдату – освободителю, пропавшему без вести в 1942 году на фронте. Толстов Андрей Федорович 1909 – 1942. Жди меня, я вернусь».

Большинство жителей не против памятника

Время шло, и жители Чувашского Бурнаево начали воспринимать памятник Андрею Толстову как некое символическое увековечивание памяти всех пропавших без вести на войне сельчан. Собственно, именно на это Леонид Толстов и рассчитывал. Кстати, у большинства жителей села к памятнику именно такое отношение.

«Ждать пропавшего без вести намного тяжелее, чем получить похоронку на солдата. Я этим памятником хотел отдать дань и тем, кто долгие годы ждал, надеялся и верил, что солдат вернется с фронта, постучит в дверь», – объясняет он.

Пенсионеру Леониду Толстову пришлось залезть в долги, но вскоре памятник, который вместе с установкой обошелся ему в 15 тысяч рублей, был изготовлен и установлен.

И, в общем-то, этот поступок был для сельчан неудивительным.

«Все знают его отзывчивость. Любого, кто попросит, отвезет в Тольятти от ворот до ворот за мизерную плату или вообще бесплатно. А если уж насчет Дня Победы, так он и стол за свои деньги для ветеранов накрывал, и подарки ветеранам передавал. Если кто и хочет памятник убрать, так это единицы», – говорят учительницы местной школы Татьяна Углева и Надежда Емелюкова. Им вторит и бывший председатель сельсовета, а ныне учитель истории и обществознания в местной школе Валерий Яковлев.

«Очень хорошо, что этот памятник поставили. Спасибо Леониду, каждый год на 9 Мая привозит ветеранам подарки. А памятник должен остаться. То, что он его здесь поставил, просто замечательно! Этим нужно гордиться. Когда его поставили, люди обрадовались, что еще один обелиск появился – без вести пропавшим».

На чужой роток не накинешь платок

Несмотря на то что сначала ни у кого к памятнику не было претензий, то, что на нем была выбита лишь одна фамилия, не понравилось некоторым односельчанам. «Эдак каждый памятник своему пропавшему без вести поставит. На всех места не напасешься!»

Леонид отвечал: ставьте, места вдоль школьного забора всем хватит!

Однако тратиться на памятник не хотелось, и недовольные предпочли высказывать претензии, вместо того чтобы лично увековечить память пропавших без вести родственников. С одним из них – Иваном Яргуниным – нам удалось переговорить. Отметив, что Андрей Толстов родом из другого, соседнего села Кащеево, он в конце разговора сказал: «Пусть стоит, мне все равно». Вот и получается, что, несмотря на разные мнения, большая часть жителей Чувашского Бурнаево ничего против памятника не имеет, а его все-таки хотят убрать. Просто мистика какая-то!

После нашего визита в Чубурнаево (так сокращенно здесь называют это село. – Прим. авт.) было ясно, что разговоры о сносе памятника – досужие слухи, не более. Случись такое, обиженным себя счел не только Леонид Толстов, так много доброго сделавший для своих земляков, но и большинство из них, преисполненных к семье Толстовых благодарности. В общем, можно было считать вопрос решенным – ведь при такой поддержке населения ни о каком сносе памятника не может быть и речи!

Благодарность за добро

К сожалению, в селе пообщаться с главой сельского поселения Ильсуром Зариповым нам не удалось. Он был на совещании в райцентре, и поговорили мы только вечером по телефону. По словам собеседника 116.ru, ему удалось-таки найти общий язык с нашим героем. К стоящему уже памятнику Леонид Толстов согласился добавить табличку с надписью «Всем пропавшим без вести посвящается». Было, правда, странно, почему такую затратную работу пенсионеру предложили сделать на его собственные средства. Учитывая долгую историю благотворительных дел Леонида Толстова, деньги на дополнительную плиту могли собрать сами жители Чувашского Бурнаево, можно было помочь из бюджета местной администрации. Наконец, можно было бы попросить о помощи райвоенкомат. Но, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Однако вскоре выяснилось, что все обстоит не так гладко. Вскоре по телефону сам Леонид рассказал, что глава сельского поселения потребовал от него закрыть лицевую сторону памятника другой плитой, на которой имя его отчима уже не упоминалось бы. В разговоре с ним Леонид не нашел слов, чтобы отказаться, но нам объяснил: «Я не хочу закрывать имя отчима. Для этого, по сути, придется практически новый памятник заказывать, а новая плита еще в 15 тысяч рублей обойдется. У меня таких денег сейчас нет, придется опять в долги залезать. Нет, не буду этого делать. Поставлю снизу табличку только, что посвящается всем односельчанам, и все».

В общем, получается, что история с единственным в Татарстане памятником пропавшим без вести в Великой Отечественной войне не окончена. Его судьба по-прежнему под угрозой. Сайт 116.ru будет следить за развитием событий.

Фото: Видео автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления