Сегодня в Казани стартовала масштабная кампания по обновлению парка городских автобусов перед Универсиадой. В рейс вышли 30 новых МАЗов, буквально на днях прибывших из Белоруссии. Автобусы традиционно окрашены в красный цвет, но в остальном, как рассказали транспортники, выгодно отличаются от своих предшественников. Весной в Казань прибудут еще 120 новых автобусов, а к 2013 году планируется обновить около половины всех автобусов города. Правда, перевозчики говорят, что смогут потянуть кредиты, если правительство будет полностью компенсировать затраты на обслуживание льготников.
Автобус сам «присядет», чтобы посадить пассажира
30 новых машин вместимостью 72 и 100 человек сегодня уже вышли в рейс по нескольким маршрутам. Перед тем как отправить автобусы, перевозчики презентовали свои покупки мэру Казани Ильсуру Метшину и журналистам. Первое, что бросилось в глаза, – это приспособленность автобусов для перевозки инвалидов-колясочников. Низкопольные МАЗы оборудованы специальным откидывающимся пандусом, и дверной проход в середине значительно шире, чем в других автобусах. Кроме того, водители похвастались специальной системой «книлинг» – она позволяет автобусу накрениться набок, чтобы в него было удобнее зайти. Помочь инвалиду-колясочнику попасть в автобус должен будет водитель. Ему придется выйти из кабины и с помощью ключа открепить и откинуть пандус, после чего собрать его.
Также перевозчики указали на другое выгодное преимущество автобуса: он практически по всему периметру оборудован печками, которые создают в салоне удобную температуру.
Автобусы оснащены автоматической коробкой передач, собранной, кстати, на КМПО. Двигатель на них от Mercedes-Benz – он считается одним из самых надежных, и транспортники рассчитывают, что его не придется скоро ремонтировать. Весной в Казань должно поступить еще 120 новых автобусов, а до конца года перевозчики намерены закупить еще 255 машин.
Как рассказал руководитель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, к Универсиаде власти города высказали пожелание обновить более 50% автобусного парка – это около 700 машин.
«Конечно, обновление парка привязано к Универсиаде, но делается это и для удобства самих горожан. Частные перевозчики сами решили закупить именно эти автобусы, мы никому ничего не навязывали. Хотя мы уже эксплуатировали МАЗы, и у нас об их работе есть только положительные отзывы. Новые автобусы надежные, теплые, у них выгодное соотношение цена-качество», – сообщил Айдар Абдулхаков.
Инфляция в Белоруссии помогла Казани
Директор ООО «КПАТП-9» Алексей Варин, закупивший 10 белорусских автобусов, раскрыл коммерческую составляющую масштабной кампании по смене парка городского транспорта. По его словам, МАЗ вместимостью 100 пассажиров стоит 4,2 млн рублей, а автобус на 72 человека – 3,2 млн рублей. Его предприятие закупило машины в кредит.
Кстати, как признались белорусские партнеры, побывавшие сегодня на презентации автобусов, случившаяся у них прошлогодняя весенняя инфляция оказалась выгодна и МАЗу, и Казани. Стоимость машин упала с 6 млн до 4,2, и белорусы оказались практически вне конкуренции. Хотя Ильсур Метшин в беседе с партнерами из Минска признался, что власти все-таки отдают приоритет своим производителям. «Мы, конечно, выступаем за свои НефАЗы и будем ориентироваться на них. Но, как говорят перевозчики, эксплуатационные расходы у МАЗов лучше», – сказал мэр.
Алексей Варин, в свою очередь, не стал делать прогнозов, сколько прослужат белорусские автобусы. По его словам, важнее, чтобы правительство полностью компенсировало расходы за перевозку льготников – тогда ПТАП смогут спокойно расплачиваться по кредитам.
«Конечно, и стоимость проезда должна быть не меньше 20 рублей. Поэтому сейчас выживаем за счет экономии: не держим в штате по несколько заместителей и секретарш. Я езжу, к примеру, за рулем сам, без водителя. На резине проезжаем не 60 тысяч км, а 80. Ремонтируемся не в сервисах, а держим своих слесарей. Вообще, старые автобусы, конечно, еще могут ходить и дальше, но платить кредит за новые машины лучше, чем ремонтировать старые. Тем более что мы не делаем все одномоментно. Пока закупили 10 автобусов. И будем так потихоньку увеличивать численность новых, а старые – списывать», – объяснил Алексей Варин.
Кроме кредитов перевозчикам предложили и лизинговые схемы. В этом случае правительство Белоруссии компенсирует им 8% от стоимости автобуса. Срок такого лизинга – 58 месяцев, но при этом первоначальный взнос должен быть не менее 20%. Одновременно городские власти планируют закупить к Универсиаде также 100 троллейбусов и 70 трамвайных вагонов.
Блогер Дмитрий Саматов уверен, что перевозчики выбрали правильное направление, отказавшись от китайских автобусов.
«Я видел МАЗы, они в десятки раз лучше «Хайгеров» и «Драконов», так почему вообще надо было покупать в 2007 году китайский хлам? Хочется, конечно, надеяться, что в этот раз транспортная реформа пройдет по-человечески и в городе пойдут нормальные человеческие автобусы. Но еще хочется напомнить, что власти обещали закупать отечественные автобусы – НефАЗы. Все-таки лучше, если деньги останутся внутри страны, пойдут своим производителям», – сказал блогер.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА