В минувший понедельник в Казани состоялся митинг против ограничения льготников на проезд в общественном транспорте. Теперь по своим проездным они могут совершать не более 30 поездок в месяц. За остальное им придется платить из своего кармана. Организаторов – республиканский комитет КПРФ – поддержала и партия «Яблоко», местные активисты которой сначала хотели организовать свой митинг, но потом решили не разделять протестующих. Руководитель регионального отделения этой партии Руслан Зинатуллин рассказал, почему он поддержал эти требования и дал свои прогнозы по развитию гражданского общества республики.
– Руслан Мансурович, кто, на ваш взгляд, больше всех пострадает от этого постановления кабинета министров РТ?
– Пострадают больные люди, которым нужно ездить к врачу, на процедуры, бабушки, которые смотрят за детьми, школьники, которые относятся к категории льготников. То есть все эти люди должны будут либо ездить один раз в два дня, либо тратить дополнительные деньги. Пенсионеров, которым благодаря льготному социальному проездному было выгодно подрабатывать свои 3-5 тысяч рублей где-нибудь на другом конце города, по сути, лишили этих доходов. Для этой категории граждан финансовые потери будут ощутимыми. Поэтому люди вышли заявить свой протест, и это правильно. В нашей республике, которую из-за нефти бедной не назовешь, деньги на это есть.
– Но ведь весь вопрос в объеме компенсаций за льготников, который транспортникам выплачивает республика…
– Да, деньги транспортникам выплачиваются, а они по-прежнему говорят, что этих средств недостаточно. Оправдываясь понесенными убытками, они периодически требуют поднять стоимость проезда в общественном транспорте. Но обратите внимание – государство платит им оптом – сразу за большое количество людей. Но при оптовых продажах цены всегда снижаются! Поэтому и расценки на компенсации, на мой взгляд, должны быть снижены. К тому же льготники чаще ездят во время, когда общественный транспорт не заполнен людьми, едущими на работу или с работы. В эти часы транспорт и так ходит полупустым, так что, на мой взгляд, большого ущерба транспортники из-за льготников не несут. Я бы рекомендовал им, во-первых, оптимизировать свои расходы, а во-вторых, сделать их прозрачными, чтобы граждане видели, за что они платят. Ведь у нас в Казани есть примеры, когда коммерческие автобусы возят пассажиров по более низкой цене, чем автобусы, принадлежащие МУП.
– Как вы считаете, дойдут ли ваши требования до кабинета министров РТ? Каковы будут ответные шаги власти?
– Сложно сказать. Я думаю, что если люди будут продолжать собираться на такие акции протеста, то тогда власть не сможет отмолчаться. И в любом случае обратит внимание на эти акции: стоит или не стоит настаивать на своем. Тем более что, по информации миндортранса РТ, только около 20% льготников превышают порог тех самых 30 поездок в месяц. Потому что если сегодня на этот митинг пришла одна тысяча человек, а потом соберутся еще несколько тысяч, то это не пройдет незаметно. Следующий митинг, кстати, решено провести уже в субботу – 21 января. Это решение вполне можно отменить. Полмиллиарда рублей, о которых идет речь, для республики не такие уж большие деньги.
– Что еще из происходящего в республике волнует вас как регионального лидера политической партии?
– В настоящее время – результаты думских выборов, которые у нас состоялись в декабре. Татарстан никогда не отличался честностью подсчета голосов на выборах, будучи в числе таких республик, как Башкирия, Ингушетия, Чечня и так далее. Но так, как это делалось в этот раз – это уже ни в какие рамки не лезет. В отдельных районах у нас за «Единую Россию» было до 98%, то есть выше, чем в психиатрической больнице города Москвы, где «Единая Россия» набрала только 96% голосов. А мне не хотелось бы верить, что у нас граждане голосуют, как в психиатрической больнице. Тем более что я знаю, что это далеко не так. Наш президент не совсем прямо, но говорит, почему это делается. Он считает, что нам нужны лоббисты от республики во фракции «Единой России» в Государственной думе. Поэтому результаты этой партии на выборах связываются с теми денежными потоками, которые идут в нашу республику, в том числе и на Универсиаду. Конечно, большинство этих средств является благом для республики. Другое дело, что эти деньги, как правило, не сильно контролируются, поэтому и расходуются они не очень эффективно.
– В чем вы видите основную задачу для своей партии в этом году?
– Сейчас мы собираем подписи в поддержку кандидата в президенты Григория Явлинского. Вместе с этим мы готовим наблюдателей, которые будут контролировать предстоящие выборы президента РФ. Если мы не будем контролировать выборы, то за нас это никто не сделает. Мы считаем, что необходимы перемены, а перемены возможны, только если у нас во власти будут представлены различные политические силы. Если Владимир Путин не наберет на выборах президента РФ хотя бы 50% голосов в первом туре, это будет хорошим сигналом. Власть поймет, что нужно считаться с мнением общества. Мы также собираемся участвовать через два года в выборах в Госсовет Татарстана, в городскую думу Казани.
– И какие планы, задачи стоят перед этими депутатами?
– Мы считаем необходимым поставить под контроль расходы бюджета, а в республиканском парламенте, городской думе это сделать гораздо легче. Перед нами стоят задачи решения транспортной проблемы, контроля за деятельностью управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы проводили мониторинг отчетов управляющих компаний в ЖКХ и ресурсоснабжающих компаний. Оказалось, что очень многие компании у нас не публикуют отчетность либо публикуют ее с предоставлением сведений не по всем пунктам. Мы считаем, что ресурсоснабжающие компании должны раскрывать не только свои доходы, но и расходы. Потому что очень много финансов уходит у них на персональные машины, представительские расходы. Мы считаем неверным, когда граждане оплачивают те затраты, которые не являются производственными.
– А как вы собираетесь решать транспортную проблему?
– Во-первых, необходима конкуренция. Тогда и цены будут снижаться. В мире других, более эффективных способов не придумано. Выступая за конкуренцию в сфере общественных перевозок, мы будем стараться, чтобы общественный транспорт ходил не только днем, но и вечером, чтобы его маршруты прокладывались не только быстрее, но и эффективней. У нас почти полгода прошло, как улица Фрунзе соединилась с улицей Вахитова. А автобуса, который бы напрямую довозил жителей Кировского района до метро «Козья Слобода», до сих пор нет. Но ведь чиновники не ездят на общественном транспорте, поэтому, я думаю, эта идея и не пришла им в голову. А пока у них нет персональной ответственности, ничего не изменится. Когда наши люди придут в Госсовет РТ, в Казгордуму, мы сумеем переломить эту ситуацию. Будем выступать и за прямые выборы мэра Казани.
– И что, после того как мэр станет выборным, таких ситуаций с отменой льгот уже не возникнет?
– Я думаю, что такие ситуации все равно будут возникать. Глупо будет надеяться, что новый мэр окажется абсолютно идеальным. Но при этом он будет более зависим от своих избирателей, он будет отчитываться перед всем населением, а не только перед 50 депутатами Казгордумы. Люди доросли до того, чтобы самостоятельно выбирать президента страны, выбирать депутатов Государственной и городской думы, а выбрать губернатора или мэра они не могут. Это же абсурд!
– А то, как развивается Татарстан, вас устраивает?
– У нас сейчас большая экономика диверсифицируется на нефтепереработку, и это правильно. Но развитие малого и среднего предпринимательства идет не лучшим образом. У людей, которые занимаются бизнесом, нет уверенности в том, что завтра им не скажут – закрывай свой магазин, выноси свое производство, а мы тут будем строить что-то другое. Срок аренды земли достаточно небольшой, и благодаря этому предпринимателя держат на «коротком поводке». Нет определенных правил на муниципальном, на государственном уровне, которые бы позволили такому бизнесу развиваться достаточно перспективно.
– А вы не хотели бы сказать о том, что вас радует?
– Меня радует, что у людей наконец просыпается сознание того, что никто, кроме них, не сделает того, что необходимо. Меня к этому выводу привел митинг от 10 декабря 2011 года, когда люди знали, что их будут разгонять, но все-таки пришли выразить свое несогласие с результатами выборов. У людей проснулось желание самим поучаствовать в контроле выборов, просто не дать себя обокрасть в очередной раз. Я считаю, что это достаточно положительная тенденция и, надеюсь, что она будет развиваться. Во всем мире гражданские инициативы играют достаточно большую роль, граждане берут инициативу в свои руки и пытаются бороться. То, что защитницу архитектуры центра Казани Олесю Балтусову взяли помощником президента РТ – тоже положительный момент. Получается, что власть в какой-то степени тоже готова реагировать на нормальные идеи. Это дает мне надежду на появление у нас нормального, демократического, правового общества.