Город О проекте

О проекте

К хорошо известным качествам лидерства обычно относят харизму, интеллект, представительную внешность, решительность и уверенность в себе. Однако это – лишь внешние атрибуты. И высокий интеллект вовсе не гарантирует, что его обладатель будет хорошим бизнесменом, а уверенно принимаемые решения и решительные шаги не станут катастрофическими для компании. Между тем, общеизвестно, что успех бизнеса во многом зависит от личности первого руководителя, который служит локомотивом для развития всей компании. Можно поменять половину коллектива – и бизнес продолжит развиваться. Поменяй руководителя – и все может рухнуть в одночасье. Примеров тому множество. Потому часто имя компании неразрывно ассоциируется с именем ее первого лица. И представить себе, что компания продолжит существовать без него, порой очень сложно, а если и продолжит, то это будет уже другая компания.

Мы представляем свою версию топ-листа казанских руководителей, которые в наибольшей степени олицетворяют собой элиту бизнеса, промышленности, науки, медицины... Список достаточно обширен, а от того и разнороден. Но большинство имен уже стали своеобразным брендом нашего города.

Как и все списки, составленные на основе экспертных оценок, он субъективен, и тем не менее позволяет сформировать портрет сильного уфимского руководителя, что и является одной из его задач.

В оценке деятельности руководителей высшего звена эксперты используют в основном так называемые внешние критерии. Тем, кто только начинает свое дело или переживает не лучшие времена, или стоит перед выбором, в каком направлении развиваться дальше, или уверен, что у него все хорошо, в то время, как конкуренты неудержимо уходят в отрыв, необходимо понимать, какое место они занимают на рынке, к чему стремиться, на кого равняться. И чего не хватает конкретному руководителю, чтобы его предприятие вышло в лидеры.

Также учитывается уровень влияния и узнаваемости организации и руководителя в масштабах отрасли и региона, число упоминаний в СМИ. Немаловажным показательным фактором при проведении подобных исследований считается и участие компании и ее первых лиц в благотворительной деятельности.

Бизнес-элита Татарстана

Есть у местной деловой среды и некоторые характерные особенности. Что называется, чисто татарстанские.

1. Клановость. В Татарстане очень трудно найти субъекта большого бизнеса (в среде малого и среднего бизнеса картина, к счастью, выглядит разнообразнее), который не принадлежал бы к той или иной семье. Это одна из главных черт местной деловой тусовки. С развалом союза плановую экономику в республике плавно сменила клановая. И практически всю крупную промышленность новой, тогда еще «суверенной» единицы на карте России «поделили» на несколько семей. Самая известная – это, разумеется, семья Шаймиевых, «локомотивом» которой выступал первый президент Республики Татарстан. Пожалуй, никого не удивляет, что сыновья Минтимера Шариповича Айрат и Радик оказались при таком отце на редкость успешными бизнесменами (см. досье), племянник Ильшат Фардиев возглавил компанию «Татэнерго», а в этом году занял должность министра энергетики… За родней естественным образом следуют друзья клана – свои, проверенные люди, которым можно доверить ключевые посты как в бизнесе, так и в делах государственных. Друзьями семьи считались Евгений Богачев, Сергей Когогин… Наконец, нынешний президент Рустам Минниханов, у которого, к слову, нашлось еще и общее с сыновьями Минтимера Шаймиева хобби – автоспорт. Семья Миннихановых, в свою очередь, имеет свои интересы и своих друзей, а также значительно усилившееся после того, как Рустам Минниханов возглавил республику, влияние.

2. Татарстанская столица в общем-то копирует республику в миниатюре. Активность тех или иных коммерческих структур в Казани во многим зависела от благосклонности к ним городских властей. Яркий пример – в бытность Камиля Исхакова мэром огромное количество земельных участков в Казани досталось компании «Свей». Ушел Исхаков – и фирма попала в опалу. С другой стороны, братья Хайруллины, к которым тоже явно благоволил экс-градоначальник, вовремя успели заручиться поддержкой более могущественных структур. И даже более того, Айрат Хайруллин сейчас сам делает успешную карьеру в большой политике. А с приходом в Казань Ильсура Метшина магазины «Бахетле» в татарстанской столице стали плодиться как грибы после дождя. Можно, конечно, объяснить это обстоятельство всепоглощающей страстью г-на Метшина к домашней кулинарии (а магазины позиционируют именно как гипермаркеты домашней еды), если не знать более прозаичную вещь. Хозяйка «Бахетле» Муслима Латыпова приходится родственницей мэру.

3. Пожалуй, наиболее успешная часть деловой элиты – те, кто занялся бизнесом в лихие девяностые и успел крепко дружиться с властью (или же выступал представителем этой самой власти с самого начала). У некоторых, что примечательно, основа для бизнеса была создана еще в восьмидесятые. Люди, занимавшие номенклатурные должности и просто «хлебные» места просто не могли остаться не у дел, когда начался дележ всего и вся. Особенно, если имелась деловая жилка.

Вместе с тем прослойка бизнесменов, которые смогли раскрутиться, что называется, сами по себе, становится всё шире. Она появилась еще в девяностые. И окрепла в нулевые. Да так, что ее представители могут даже в известной степени бросать вызов власти. Ярчайший пример – Леонид Барышев, владелец «Эссен Продакшн АГ». Барышев, не замеченный в близких связях ни с одним из крупных кланов, умудрился создать свой бизнес с нуля. Итог – бренд «Махеев», который сейчас знает вся Россия. Правда, в самом Татарстане Барышева недолюбливают. Не зря ему даже пришлось перерегистрировать бизнес в Самаре. Однако зоной интересов Барышева по-прежнему является Татарстан. Сам он победил на выборах в Госсовет РТ в Зеленодольске (утерев нос представителю власти – факт для республики неслыханный!), а его ставленник занял депутатское кресло на муниципальных выборах в Елабуге. Но смогут ли люди, подобные Барышеву, окончательно утвердиться в республике – вопрос. Клановых интересов никто не отменял.

В общем, читайте список и сами решайте, достойны его герои включения в наш топ-100 или нет. Нам важно знать ваше мнение.

Московская диаспора

Некоторые выходцы из Татарстана сумели раскрутиться до такой степени, что их узнала вся Россия. Итак…

Рустам Тарико – глава компании «Русский Стандарт». Уроженец Мензелинска считается типичным self-made. Стоимость холдинга (а это, прежде всего, банк «Русский стандарт» и водочный бренд под тем же названием) по разным оценкам составляет $5,4-10 млрд. Тарико начал штурмовать высоты бизнеса в Москве с 17 лет. Причем на первых порах подрабатывал дворником. А первые капиталы сколотил на турбизнесе. Он, кстати, говорят, первым добился возможности заселять иностранцев не только в ограниченное число специальных отелей, но и в другие гостиницы. Позже Тарико заполучил эксклюзивные права на продажи Martini в России, затем переключился на Cinzano. Следующий этап карьеры – свой продукт, водка премиум-класса «Русский стандарт». Позже появился банк с аналогичным названием, который одним из первых в стране начал выдавать потребительские кредиты. Также Тарико – владелец самой быстроходной в мире лодки с «ужасным» названием Terrrible. Три мотора по 1000 л.с. разгоняют ее до 90 миль в час.

Что любопытно, в 2006 году Тарико купил интернет-домены Vodka.com и Vodka.ru для международного продвижения водки и бренда «Русский Стандарт». Первый был приобретён у американской компании Nett Corp. (при посредничестве брокера Sedo.com, входящего в немецкую группу United Internet AG) за $3 млн, второй – у Артемия Лебедева за $50 тыс.

Рафаэль Гималов – депутат Госдумы РФ (кстати, уже в третий раз). В 1988 году работал заместителем министра сельского хозяйства и пищевой промышленности республики, затем – директором по финансам агропромышленного комбината «Идель». В 90-е годы работал в Промстройбанке Татарстана, финансовом доме «Русь», Московской нефтяной компании на руководящих позициях. А еще, утверждают информированные источники, водил дружбу с известными российскими олигархами и пытался влиять на политику и экономику в Татарстане. Правда, попытки оказались не слишком успешными. Директора Усадского спиртзавода и «Красного востока», за которыми, как считают наблюдатели, стоял Гималов, были застрелены в лихие девяностые.

Гималов же, очевидно, поняв, что влиять на процессы внутри республики из Москвы у него не получится, надолго уехал в Швейцарию, где занялся бизнесом, который, судя по всему, процветает и поныне. Правда, его владельца потянуло на эксцентрику. Так, этой осенью пресса сообщила о том, что г-н Гималов открыл в местечке Монтье близ Женевы русскоязычный буддийский монастырь. Ранее здесь находились ресторан и приют для путешественников La table d’orientation, которые купила принадлежащая Рафаэлю Гималову ассоциация Sagha sur Salève. Словом, такое поведение не назовешь типичным для татарского бизнесмена, которые по крайней мере у нас, в республике, предпочитают демонстрировать свою приверженность исламу. Впрочем, что касается некоторых других аспектов бизнеса, то тут г-н Гималов ведет себя типично по-татарстански.

Так, вслед за дядей успешную политическую и деловую карьеру делает племянник Гималова Марат Загидуллов. Пробыв около года сити-менеджером Казани, Загидуллов в 2007 году прошел в депутаты Госдумы V созыва от фракции «Единая Россия». Не менее блистательно складывалась и карьера на деловом поприще. В 2004 году Загидуллов стал советником президента Транскредитбанка, а заодно первым заместителем генерального директора ОАО «Мотовилихинские заводы». Помимо этого, являлся главой совета директоров Эконацбанка. Считается, что Мотовилихинские заводы племянник контролирует со своим дядей.

Есть у выходцев из Татарстана и определенные успехи в шоу-бизнесе. Как, например, у Алсу Сафиной, известной певицы.

Звездной певческой карьерой Алсу обязана отцу – нефтяному магнату из «ЛУКОЙЛа», а ныне сенатору Ралифу Сафину. В ответ на кривые ухмылки недоброжелателей, прозвавших Алсу «поющей бензоколонкой» и Алсу Лукойловной, г-жа Сафина резонно замечает: «Любой родитель поможет своему ребенку».

Народная артистка Татарстана постоянно проживает в Лондоне, где имеет квартиру в самом центре города. Из недвижимости на российской территории – пентхаус в Москве и загородные дома. Кстати, один из особняков – это подарок, который отец сделал любимой дочери на свадьбу с Яном Абрамовым, потомственным банкиром, сыном известного бизнесмена Рафаэля Абрамова.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления