Он живет джазом. Или даже правильнее сказать – в джазе. Джаз – его территория. Казань – его город. Олег Гарбузов, известный джазмен, уже несколько лет стремится соединить два этих пространства – Казань и хорошую музыку, придумывая новые проекты, устраивая вечера, концерты и фестивали.
– Когда в вашей жизни появилась музыка?
– Я начал заниматься музыкой с 5-6 лет. Мама рано заметила какие-то мои способности: я чисто интонировал, пел детские песенки... И, видимо, это сподвигло на то, чтобы продолжить заниматься музыкой. У меня есть старший брат – художник. Он начал рисовать с детства, мама тоже выявила это достаточно рано. И мы с братом благодарны – это важно, чтобы начать развивать способности на ранней стадии, потому что потом уже может быть поздно.
– Вас заставляли заниматься?
– В детстве, как правило, мало какой ребенок всерьез относится к занятиям музыкой – для этого нужно либо действительно серьезное природное дарование, либо талант педагога, который правильно направит способности. Не всем везет с педагогом, это очень большая проблема. У меня она была... Но я занимался сам! Я ставил будильник на пианино и занимался часа два-три. Совершенно не хотелось идти на улицу. Ведь мне было интересно!
К слову, я и сегодня себе ставлю задачу – заниматься как можно больше, постоянно самосовершенствоваться, каждый день.
– Как впервые познакомились с джазом?
– С джазом я впервые столкнулся, когда учился в военно-музыкальной школе в Москве. У нас был дирижер, который служил на Кубе и привез оттуда аранжировки для духового оркестра. Вот тогда я эту музыку узнал, но она еще не отложилась у меня...
А когда после армии занимался в консерватории – вот тогда и начал посещать курс, где занимались джазом. Так я начал делать первые профессиональные шаги.
– Что самое сложное в этом направлении?
– Самое сложное в этой музыке – выразить себя. Не «джаз в себе» почувствовать, а «себя в джазе». Потому что до этого нужно дойти – это определенная степень понимания. Не механически играть какие-то заготовки, а гораздо более глубоко раскрывать самую суть. Ведь джаз – это настолько объемное понятие! Гораздо объемнее, чем классическая музыка, чем любое из направлений. Джаз – он многомерен и применим к любой музыке: к этно, к классике, к ретро, к авторской музыке... Все что угодно! Нужно просто выявить, понять – к чему ты более склонен в этом направлении. Путь в джазе – он очень долгий. Он может только начинаться – и никогда не заканчивается, продолжается всю жизнь. Процесс трудный и постоянно требует развития. Должен быть контроль над самим собой, это вообще интеллектуальная работа.
– Как вы думаете, Казань – джазовый город?
– Казань, конечно, город с большими джазовыми традициями. Но... С неактивной концертной жизнью, скажем так. Не с той, которая могла бы быть при таком потенциале! Когда я езжу на фестивали, на выступления – все время сравниваю Казань с другими городами. И сужу по тому уровню, который есть в других городах. Третья столица еще недостаточно активно действует в этом направлении. Поэтому приходится восполнять эти пробелы – организовывать концерты, приглашать больших музыкантов.
– Может быть, дело в людях? Восприимчива ли казанская публика к такому направлению, как джаз?
– Люди всегда восприимчивы к такой музыке, если они чисты душой. В Казани таких людей достаточно.
Джаз – это музыка с интеллектуальным наполнением. Это уникальная музыка: в одно и то же время релаксация и повод для того, чтобы задуматься. Моя задача – чтобы человек открыл какое-то пространство и в себе, и в музыке. На самом деле это очень ответственная задача!
– Как справляетесь с такой задачей?
– У меня сейчас очень много проектов, в том числе и тех, которые не совсем относятся к джазу. Это и «Либертанго», и музыка The Beatles, и французский проект... Не совсем джаз, но очень хорошо интегрируются вместе. В этом я вижу и просветительскую деятельность: мне хочется, чтобы люди узнали как можно больше. Ведь прекрасной музыки на самом деле очень много!
– Почему же многие предпочитают... скажем так, далеко не джаз?
– Сегодня люди ищут музыку в Интернете – там очень многое сейчас есть, но можно запутаться. В телевизоре, увы, хорошей музыки нет... То есть вообще! Есть только канал «Культура», где время от времени появляется классическая музыка. За границей есть специальные каналы, отведенные тому или иному направлению – там 24 часа в сутки идет музыка. Есть такие же радиостанции. У нас этого нет. Поэтому концерты – это практически единственная возможность, единственный источник для людей, чтобы узнать, какая есть музыка.
– У вас есть какие-то мысли на этот счет – как прививать вкус к хорошей музыке?
– Приучать людей к музыкальной культуре нужно постепенно и по всем направлениям сразу – это и школа, это и СМИ. Нужен такой комплексный подход. К сожалению, он у нас не действует. Есть только некоторые очаги культуры, такие островки... Но их вот-вот уже может залить волна вот этого непонятного непотребства, которое творится вокруг, которое и музыкой-то назвать нельзя.
Я учился в Москве, сейчас живу в Казани – мог бы жить в любом другом городе, но везде я бы делал свое дело. Мне это хочется делать! Несмотря на то, что это приносит мне больше проблем... Но ведь одновременно с этим и большое удовлетворение. От хорошо сделанного концерта, от музыки, которую я слышу. Это несравнимо ни с чем!
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА