Радикальное постановление, полностью запрещающее продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта, просит принять республиканскую власть Госнаркоконтроль РТ (УФСКН РТ). Намерения ведомство преследует благие. Татарстанские наркоманы массово пересели с героина на дезоморфин – зелье, от которого тела гниют заживо. Получают новомодный наркотик из многочисленных обезболивающих, в том числе и самых популярных в народе лекарств. Тем не менее предложенный способ борьбы уже вызвал серьёзные опасения как у аптекарей, так у рядовых казанцев.
«Крокодил» вместо героина
Даже если сейчас республика отклонит инициативу УФСКН, для татарстанцев, привыкших к обезболивающим, это окажется, скорее всего, только отсрочкой приговора. Дело в том, что решение о введении с 1 июня 2012 года рецептурного отпуска на лекарственные препараты с содержанием кодеина уже принято на уровне России. Об этом еще минувшим летом сообщила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.
Обратиться к правительству Татарстана в УФСКН РТ решили из-за колоссальных темпов роста дезоморфиновой наркомании в республике. За год количество дезоморфиновых притонов выросло с 30% до 70% (от общего количества наркоточек). Первый дезоморфиновый притон был ликвидирован в столице всего три года назад, а сейчас почти все притоны в городе дезоморфиновые – героиновых практически не осталось.
Дешевый наркотик, прозванный в народе «крокодилом» (кожа от регулярного приема покрывается струпьями наподобие чешуи), приобрёл бешеную популярность. Об этом говорит даже рост оборота в аптеках кодеинсодержащих препаратов. За весь 2006 год их было продано 524 тыс. упаковок, а за неполный 2011 год уже 2 миллиона!
Как рассказала 116.ru сотрудник пресс-группы УФСКН РТ Ирина Мустафина, наркоконтроль, перекрыв крупные каналы поставок в республику героина, вызвал на местном рынке серьезный дефицит зелья. Стоимость героина в Татарстане выросла в два раза. Наркоманам понадобилась недорогая замена.
«Готовят наркотик в притонах целыми группами, рецепт варки передают друг другу, – говорит Ирина Мустафина. – Нельзя сказать, что приготовить наркотик легко, но и специальных химических знаний для этого не требуется. В аптеках, в принципе, более двух пачек в одни руки продавать не должны. Но даже при соблюдении этого требования проблема не будет снята. Аптек сейчас много, и наркоман может обойти несколько, купив в каждой по две пачки. К тому же результаты последнего рейда наркоконтроля показали, что обходить несколько фармацевтических точек нет необходимости. В 6 из 8 аптек в одни руки продали более двух пачек кодеинсодержащих препаратов».
Подробности проекта постановления правительства РТ, запрещающего продавать успокоительные без рецептов, в УФСКН пока не разглашают. Он сейчас проходит в ведомствах стадии согласования и обсуждения. Аналогичное постановление на федеральном уровне начнет действовать летом 2012 года, но в УФСКН республики считают, что за это время дезоморфиновая наркомания унесет немало жизней, и поэтому форсируют принятие постановления в республике.
«Запрет скажется на ногах пенсионеров»
Есть и другая сторона медали. По мнению завкафедрой медицинской и общей психологии КГМУ Владимира Менделевича, от запрета свободной продажи кодеинсодержащих препаратов пострадают обычные граждане.
«Сейчас эффективной альтернативы таким препаратам нет. Все остальные обезболивающие имеют меньшую способность снижать боль. Ситуация двоякая, и общество должно решить, что его больше волнует: распространение наркомании или доступ к лечению людей с обычными заболеваниями», – пояснил профессор.
По мнению Менделевича, в случае введения запрета промежуточной цели борцы с наркоманией все-таки достигнут. «Торчкам» придется отказаться от ныне доступных препаратов. Правда, не исключено, что при этом они пересядут на какое-нибудь новое зелье. А значит, необходимо одновременно с введением запрета предложить эффективные методы лечения наркоманов.
Владельцы аптек не слишком верят в эффективность нововведения.
«Это может снизить дезоморфиновую наркоманию, наверное, на 10-15%, – считает генеральный директор ООО «Рациола» Сергей Андреев. – Мера сама по себе ничего не даст. Нужны государственные стратегии по борьбе с наркоманией, в которых подобные меры лишь составные части. Она из категории мер по борьбе со следствием, а не с причиной».
А вот тем, кто постоянно нуждается в недорогих обезболивающих, запрет, по мнению Андреева, доставит немало хлопот: «Таким больным придется больше времени терять в очередях на получение рецептов в лечебных учреждениях или переходить на обезболивающие без кодеина. Эта мера отразится на наших пенсионерах: на их времени и их ногах».
Плюс к этому, уверен владелец «Рациолы», увеличится нагрузка на врачей, а у контролирующих органов появится еще один повод для проверки аптек.
Начальник фармацевтического отдела аптечной сети «Казанские Аптеки» Венера Агишева указала на еще одну лазейку: «На мой взгляд, данный проект не решит эту проблему даже частично, так как, к сожалению, приобрести рецептурные бланки и заказать необходимые печати в наше время не составляет большого труда».
«Вспомните сухой закон: люди пить не перестали»
Проще говоря, наркоманы и их поставщики, которым нарушать закон не впервой, выход из ситуации найдут. А вот законопослушным гражданам может прийтись туго. Некоторые уже прямо сейчас начали запасаться кодеинсодержащими обезболивающими.
«Я, когда узнала, что готовится такая запретительная мера, сходила в аптеку и закупилась «Пенталгином», – рассказала 116.ru жительница Казани Лиана Сажина. – Понятно, что лекарство всего лишь снимает симптомы головной боли, но ладно, что есть хотя бы такое средство. А бороться такими мерами с наркоманией – это полный бред. Наркоманы все равно найдут из чего варить себе дозу, зачем о них заботиться? В конце концов каждый сам выбирает свой путь».
Твиттер-блогер Рамиль Хабибуллин уверен: если сейчас аптеки не соблюдают правила двух пачек в руки, то и не факт, что они будут строго соблюдать рецептурный отпуск.
«В принципе, заход правильный – запретить свободную продажу лекарств, из которых можно приготовить дезоморфиновое зелье. Это будет дополнительным препятствием для наркомана. Но кто даст гарантии, что аптеки в погоне за хорошей прибылью будут безукоризненно соблюдать эти правила? У меня такой уверенности нет. Но даже если все пойдет по плану, я думаю, наркозависимые изыщут другой способ вогнать себе в вену какую-нибудь гадость. Вспомните сухой закон. Люди пить не перестали, просто начали употреблять всякую гадость, вплоть до дихлофоса».