Коммерческой тайной назвал сегодня председатель Госкомитета РТ по тарифам Раузил Хазиев экономическое обоснование цен на проезд в общественном транспорте Казани. При этом, по словам чиновника, в самих обоснованиях недостатка вроде бы нет. Они насчитывают аж целых восемь томов, но рассчитывать на то, что эти сведения попадут в свободный доступ, не приходится – по причине, озвученной выше.
Чиновники комитета сегодня встретились с казанскими общественниками. Причем сесть за стол переговоров они предложили по странному совпадению аккурат после того, как известные городские активисты пригрозили провести пикет у здания управления ФСБ по Татарстану. Правда, переговоры выглядели немного странно.
В комитете по тарифам вновь так и не дали внятных объяснений, на каком же все-таки основании в Казани были подняты цены на проезд в общественном транспорте. Не смогли объяснить в комитете и то, почему пассажиры, расплачивающиеся наличными, должны платить больше.
Напомним: ранее УФАС по Татарстану уже признало такой порядок расчета нарушением, но власти не торопятся менять ситуацию и делить рынок по продаже транспортных карт еще с кем-либо. Жалобу в антимонопольное ведомство подали казанские общественники, выступавшие против необоснованного повышения цены за проезд и навязывания приобретения пластиковой карты. Изучив предоставленные документы, специалисты УФАС усмотрели признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Выразилось оно в «осуществлении согласованных действий,.. которые приводят к навязыванию приобретения электронного проездного билета».
В начале сегодняшнего заседания общественный деятель Игорь Веселов заявил: ему непонятно, на каком основании стоимость проезда в общественном транспорте в городе была увеличена с 15 до 18 рублей.
«Я не получил экономического обоснования увеличения стоимости проезда, – сообщил Веселов. – В городе был выпущен электронный кошелек (транспортная карта), которым мы пользуемся и платим за поездку 16 рублей. Но из этих денег чуть больше рубля уходит в пользу ОАО «Транспортная карта», и перевозчик при этом не получает доход. Я делаю вывод, что увеличение стоимости проезда – это попытка оплатить обслуживание карты. Но стоимость проезда не может зависеть от способа оплаты».
При этом, что особо возмущает общественников, на рынке представлена лишь одна компания, реализующая транспортные карты, следовательно, рынок монополизирован. Наконец, активисты попросили дать объяснения, почему пластиковая карта сама по себе стоит именно 50 рублей и пассажиров ставят в безвыходное положение – купить карту или ездить за 18 рублей. Ответ чиновников на это оказался весьма любопытным.
«По экономической обоснованности мы собрали огромный материал. У нас восемь томов материалов сегодня имеется в комитете», – заверил председатель Госкомитета РТ Раузил Хазиев, добавив, однако, что эксперты могут получить к вожделенным томам доступ, а все остальные – нет. Потому что формирование тарифов на проезд в общественном транспорте является коммерческой тайной. Таким образом чиновник дал понять, что к бумагам едва ли допустят простых пассажиров.
Впрочем, Хазиев слегка посластил пилюлю, признав: тарифы в части способа оплаты проезда были установлены неправильно. Но это нарушение, по словам чиновника, его ведомство уже исправило.
При этом повысились цены на проезд, по версии главы комитета, все-таки из-за перевозчиков: к чиновникам обратилось не менее 12 крупных транспортных компаний Казани, которые сообща попросили увеличить стоимость проезда в автобусах, дабы покрыть свои расходы.
Впрочем, по мнению общественников, транспортники не выиграли от внедрения такой системы. Поскольку деньги не идут сразу на счет ПАТП, а какое-то время остаются на счету ОАО «Транспортная карта», которое берет процент за работу. Ну а качество услуг с увеличением стоимости проезда не улучшилось вообще.
«Мы сегодня не получили ответы на свои вопросы. Нас интересует в первую очередь экономическое обоснование, которого нам пока никто не предоставил. Так что сегодня ничего не разрешилось, нам пообещали еще раз так собраться в сентябре», – сообщил Веселов 116.ru.
Не решился до конца вопрос и с претензиями УФАС. За выявленные антимонопольным ведомством нарушения ответственности до сих пор никто не понес.
«Говорить о возбуждении дела об административном правонарушении пока нельзя, так как оно, в соответствии законом, может быть возбуждено в течение года после того, как было признано нарушение», – сообщила 116.ru пресс-секретарь УФАС России по РТ Резеда Мазитова.