Когда я училась в старшей школе, наш класс был знаменит: в нем было аж три левши и один амбидекстр – парень, который мог писать и правой, и левой рукой одинаково хорошо. Для того времени ситуация, когда школьник пишет левой рукой, была из рада вон выходящая. Признаться честно, я сама столкнулась с этим только в седьмом классе, когда к нам пришла новенькая, которая оказалась левшой.
В советской школе детей, таким образом выделяющихся из общей массы, переучивали, чтобы они были как все. Вспомните, как в романе Дины Рубиной няня отучивала пятилетнюю подопечную использовать левую руку: туго привязывала ее к телу, заставляя держать ложку, карандаш, зубную щетку в правой. Сама того не зная, няня оказала девочке услугу, превратив ее в амбидекстра, после чего та могла свободно писать и рисовать обеими руками, вызывая зависть и порой даже страх у сверстников.
Почерк Леонардо
Как известно, великий Леонардо да Винчи был амбидекстром. Более того, он мог одновременно писать двумя руками разные слова, а также одно и то же слово, но в зеркальном отображении. Такой феномен возникает при одинаково сильном развитии обоих полушарий головного мозга.
Однако не все ученые соглашаются с тем, что это именно феномен. Археологи уверяют: еще пять-шесть столетий назад человечество на 75% было амбидекстрами. «Зарождение общедоступных учебных заведений и скачок в развитии письменности привели к тому, что люди из особей, одинаково владеющих обеими руками, превратились в закоснелых правшей, – говорит историк Александр Шаповалов. – Вообще, в процессе обучения педагогу проще, если ученики будут во всем на него похожими. Так легче оценивать и влиять.
В мире до сих пор существуют догмы в системах обучения, несмотря на то, что современная педагогика стала более либеральной. Например, фигуристы, когда разучивают прыжки с поворотами, закручивают тело только в левую сторону. Во-первых, никто из тренеров не умеет прыгать по-другому, а во-вторых, судьям проще оценивать технику исполнения фигуры, если спортсмены изначально одинаково ей обучены».
Получается, что левши – не сбой в программе, а попытка природы взять свое, уравнять правое полушарие в правах с левым.
Откуда берутся левши?
1. Длительная (более шести месяцев) травма правой руки: исследования показывают, что человек, получивший серьезные травмы правой руки, наиболее вероятно станет левшой, даже после того, как функция правой руки восстановится.
2. Повышенная доза тестостерона негативно влияет на плод. Согласно теории Нормана Гешвинда, данный гормон влияет на скорость пренатального роста полушарий и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин.
3. Еще одна довольно популярная теория гласит: обследование плода с применением ультразвука негативно влияет на формирование его мозга. Левое полушарие, как самое чувствительное, испытывает стресс и замедляется в развитии, что приводит к доминированию правого – как следствие, ребенок рождается левшой.
4. В 2008 году британские ученые открыли ген «левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций, а также влияет на то, какая рука будет ведущей у ребенка.
«Если еще пятнадцать лет назад родители леворуких детей переживали, что их чадо не такое как все, то теперь маятник качнулся в другую сторону, – вздыхает учитель начальных классов Ольга. – Если ребенок пишет левой, то мамы уверены, что он гений, чуть ли не второй Моцарт. Это очень сильно и зачастую негативно влияет на самооценку ребенка, который стремится соответствовать родительским чаяниям, но, как правило, терпит фиаско. Когда ко мне в первый класс приходит ребенок-левша, я стараюсь убедить его родителей, что он обычный, что предъявлять к нему завышенных требований не нужно, а нужно научиться понимать его и поддерживать в нем то, что ребенку близко».
Впрочем, родители не виноваты: полки магазинов забиты псевдонаучной литературой, рассказывающей, как воспитать гения. И леворукости в этом уделяется особое внимание. Считается, что если у ребенка сильнее развито правое полушарие, то он склонен к творчеству. Теория подтверждается длиннющим списком композиторов, актеров, художников, писателей, у которых ведущей была левая рука.
«Каких-то особенных художественных талантов мы за сыном не замечаем, – признается мама левши Татьяна Кабакова. – Зато у него очень хорошо с точными науками, он делает большие успехи в спорте. Связано ли это только с леворукостью Андрея, сложно сказать. Возможно, его художественная натура еще не проснулась и выстрелит в более старшем возрасте».
Не с той руки
Помните, как пел Владимир Высоцкий:
Но я лучше выпью зелье с отравою
И над собой что-нибудь сделаю,
Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую.
Прыгун в высоту, который отличался от своих коллег не той толчковой ногой, ни за что не хотел меняться и все-таки добился успехов. Переучивание левшей часто приводит к неврологическим расстройствам, например, к заиканию. Однако если ребенок пишет левой, это не значит, что его правую руку надо «вычеркнуть из истории».
Леворукость не всегда бывает врожденной, в большинстве случаев она – приобретенный фактор, и тогда ребенка стоит переучивать в правшу. Сторонники эволюционной теории асимметрии Вигена Геодакяна считают, что при нормальном внутриутробном развитии поначалу доминирует биологически более древнее правое полушарие, управляющее левой рукой.
И только на последних неделях левое начинает развиваться более интенсивно и догоняет, а зачастую и обгоняет правое. И ребенок рождается правшой. Однако при экстремальных условиях внутриутробного развития (при экологическом и психологическом стрессе матери, гипоксии плода, других патологических процессах) может произойти угнетение левого полушария, поскольку оно более чувствительное и потому упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. Детей с таким диагнозом нужно обучать праворукости, чтобы тем самым развить угнетенное левое полушарие.
«Я была против, когда в садике пытались переучить моего сына, – продолжает Татьяна Кабакова. – Я хотела, чтобы он развивался в гармонии со своей внутренней природой. И хотя я несколько раз проводила беседы с воспитателем, все равно замечала последствия переучивания: ребенок брал ложку левой рукой, потом спохватывался и перекладывал в правую, говорил, что так правильно. Мы же объясняли ему, что правильно так, как ему удобно, и со временем Андрей перестал реагировать на попытки педагогов сделать из него правшу».
В современном мире левшам живется не очень просто. Даже на бытовом уровне они чувствуют свою непохожесть и испытывают некоторые трудности, например, в обращении с ножницами, компьютерными мышками, ножами. На Западе к этой проблеме левши давно привлекли внимание, и теперь в магазинах можно встретить уйму бытовых товаров, предназначенных для леворуких людей. В России с этим пока еще не так хорошо, хотя Всемирный день левшей 12 августа отмечают во многих городах.