Накануне место работ от плавучей платформы, с которой за действиями крановщиков с водолазами наблюдали журналисты, как по заказу отгородил теплоход. Сегодня представителям массмедиа допуск на платформу и вовсе оказался заказан. Кроме того, гаишники взяли под свой контроль дороги, ведущие в гору в районе села Сюкеево. С высокого берега в этом районе все работы в акватории были видны как на ладони. У части журналистов сложилось впечатление, что по каким-то причинам командующий операцией Минтранс РФ хочет свести количество посторонних глаз к минимуму. Причем действия по засекречиванию операции любопытным образом совпали со вчерашним обрывом одного из заведенных под судно стропов. Однако ближе к вечеру стала известна еще одна возможная причина отстранения журналистов от операции.
На месте катастрофы опасаются разлива горючего
Сегодняшнее утро в лагере на берегу Куйбышевского затона началось с выгрузки доставленных к оперативному штабу бонов. Боны – это специальные водные заграждения, которые в случае утечки нефтепродуктов позволяют быстро локализовать очаг и не допустить распространения горючего по поверхности воды. Как пояснил один из специалистов, на берег Куйбышевского водохранилища доставлены морские боны 90-сантиметровой высоты, которые точно не захлестнет волна сверху.
«Булгария» до сих пор не поставлена на ровный киль, и сейчас опасаются, что из баков при продолжении работ по разворачиванию судна могут вылиться остатки горючего.
Первые официальные комментарии за сегодня журналисты получили уже после полудня – из уст заместителя министра транспорта РФ, руководителя операции по подъему судна Виктора Олерского.
Олерский прибыл в оперативный штаб непосредственно с места ведения и первым делом прокомментировал вчерашнюю ситуацию с обрывом одного из стропов, который, судя по всему, зажало и перерезало бортом затонувшего судна.
По словам заместителя министра, всю нагрузку принял на себя уцелевший строп, на котором судно продержалось целую ночь, и сейчас нагрузка постепенно снимается. Это означает, пояснил чиновник, что судно постепенно принимает верное положение.
Само же ЧП, заверил Олерский, является довольно заурядным: «На самом деле ничего страшного в этом не вижу. Это бывает довольно часто».
Крен сократили до 15 градусов
По его словам, до полного выравнивания «Булгарии» осталось всего ничего. По крайней мере в сравнении с тем, что было. Судно лежало на боку, и угол отклонения составлял 90 градусов. Сейчас этот наклон сократился до 15 градусов. «Ночью мы запустили водолазов, чтобы заглушить правый борт. Судно сейчас стоит практически на ровном киле».
Причем заводку стропов руководитель работ назвал наиболее легким этапом операции. Заводка под корпус «Булгарии» специальных полотенец, которую тоже планируют начать уже сегодня, может оказаться куда более трудоемкой. При самом оптимистичном прогнозе на это может уйти несколько часов, при самом пессимистичном – несколько суток.
В целом же график, по словам Олерского, пока выдерживается. «Пока мы идем в нашем первоначальном графике. Мы его первоначально опережали, потом были задержки, непонятно с чем связанные. Но сегодня, если говорить об общем графике, мы его выдерживаем».
На дне постоянно работают водолазы. Причем часто – в условиях абсолютно нулевой видимости.
«Операции под водой сходны с операциями в космосе. Видимость иногда полметра, иногда совсем нулевая».
А вот будут ли освещать все это журналисты, осталось до конца невыясненным.
«Журналисты, очевидно, будут находиться здесь, – сообщил представителям массмедиа Олерский. – Может быть, на наиболее понятные визуальные моменты пригласить кого-то и стоит. Но это определит куратор со стороны медиа, кого стоит пригласить».
Пропавших без вести ищут в сетях
Руководитель пресс-службы республиканского МЧС Андрей Родыгин сообщил, что радиус поисков на сегодня расширен до 200 км. Пропавших без вести ищут под водой, на островах и даже в рыболовных сетях: «Рыболовные артели постоянно обследуют свои сети. После окончательного подъема судна на ровный киль будут осматриваться и отсеки затонувшего корабля, и дно вокруг судна. Есть вероятность, что тела оказались засыпаны песком и затянуты илом».
Кстати, сегодня к вечеру стало известно, что журналистов на место работ все-таки решили допустить. А сегодняшняя секретность оказалась предположительно связана с тем, что место крушения «Булгарии» взяли под свой контроль представители следственного комитета. Поэтому допуск теперь решили осуществлять только по специальной аккредитации. Дата и время операции по подъему «Булгарии» на поверхность по-прежнему неизвестны.
Фото: Фото Андрея ГРИГОРЬЕВА