Лишиться свидетельств имамов могут три представителя мусульманского духовенства Татарстана. Один из них, имам-хатыйб мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов, получил от муфтия выговор в личное дело за положительную рецензию к книге, которая считается близкой к ваххабитскому вероучению. Кроме него, по выговору за выпуск запрещенной литературы «заслужили» имам-мухтасиб Нижнекамского района и директор медресе «Рисаля», где сомнительное издание и напечатали. В нюансах скандальной истории разбирался сайт 116.ru.
Духовенству не хватило бдительности?
Предписание за выпуск некорректной книги Рамиль Юнусов получил на президиуме совета муфтиев ДУМ РТ. Речь идет о труде арабского богослова шейха Али бин Аби аль-Изза аль-Ханафи «Комментарии к вероучению имама Ат-Тахави». Выпустило эту книгу нижнекамское издательство «Рисаля». По мнению совета улемов РТ, это издание нужно включить в список запретной литературы. Причина – близость к ваххабитскому вероучению, несоответствие ханафитско-матуридитской традиции.
Кстати, вместе с книгой арабского богослова мусульманские ученые признали запрещенными еще четыре книги: Абу Адель, «Молитва обязательна в Исламе. Самая короткая молитва» (русская и татарская версия); Умар Сулейман аль-Ашкар, «Вера в Аллаха». Издательство «МИР». Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Куливеа. 2008 – 366 с. (русский перевод); Мухаммад Насирад-Дин аль-Албани, «Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с самого начала до конца, как если бы это видели собственными глазами». М.: УММА, 2004. – 270 с. (русский перевод); Камаль Эль Зант, «Расскажи мне о вере», Казань: Издательство «Идель-Пресс», 2007. – 528 с.
«Эти произведения проповедуют не ханафитский мазхаб, который в соответствии с уставом ДУМ РТ является основополагающим для этой организации нормативно-правовым толком, – объяснил председатель совета улемов РТ Рустам Батров. – Эти произведения не являются экстремистскими, но использовать эти книги в проповедях и в обучении нельзя. По приказу муфтия эти книги будут изъяты из обращения».
Имама Кул-Шариф винят в том, что он написал положительную рецензию в предисловии к книге «Комментарии к вероучению имама Ат-Тахави». По версии Рустама Батрова, это случилось из-за невнимательности и небдительности Юнусова. Получили желтую карточку за нарушение духовного единства руководитель издательства Венер Муратов и имам-мухтасиб Нижнекамского района Юсуф Давлетшин. Последний, что любопытно, в этом году баллотировался на пост главного муфтия Татарстана.
Еще один выговор – и документы на стол?
Сторонние наблюдатели согласны с руководством ДУМ РТ. Известный казанский политолог Владимир Беляев считает: литература, которая проповедует нетрадиционные для татар течения ислама, запросто может привести к терроризму.
«Толк ислама, который исповедуется в нашей республике, традиционен для татар. Предки современных татар его исповедовали. И как любой толк и в целом религия, она должна себя защищать. К примеру, иудеи не признают Новый Завет. Так и здесь – другие толки являются покушением на каноническую территорию данного масхаба, – пояснил академик Российской академии политических наук Владимир Беляев. – А мухтасиб главной мечети республики, который способствовал этому, не прав совсем. Нечего поддаваться саудитам. У них своя религия, у них она не приводит к терроризму, у нас, к сожалению, иначе. Мы, толерантно настроенные друг к другу, должны исповедовать и исповедовали веками другую ветвь ислама. И должны защищать ее, чтобы она оставалась самой мирной из религий. И это еще мягкая защита. А имамы, допустившие это, будут адекватны здесь только, если согласятся вернуться к исповеданию местного ислама».
В прокуратуре Татарстана тоже положительно отнеслись к инициативе муфтията Татарстана – выявлению нарушений самостоятельно – и пояснили, что признать экстремистской литературу может только суд.
Получить комментарии у Юнусова не получилось, в мечети Кул Шариф корреспонденту 116.ru сказали, что его сегодня не будет. Потому что имам, скорее всего, занят на праздничных мероприятиях.
Кстати, в пресс-службе ДУМ РТ не исключили возможности, что если «проштрафившиеся» имамы получат еще по одному выговору, то у них могут изъять свидетельства.