Как реагируют на критику властей казанские архитекторы? Почему за развитием Казани сейчас следит всё дизайнерское сообщество мира? И чем удивили наших специалистов молдавские дизайнеры? Обо всём этом в эксклюзивном интервью сайту 116metrov.ru рассказал председатель татарстанского отделения Союза дизайнеров России Искандер Раузеев.
«В других странах берегут сарай, построенный в 16 веке»
– Мэр Казани не так давно раскритиковал градостроительную политику города, назвав работы некоторых архитекторов безвкусицей. Вы согласны с такой оценкой?
– Мне кажется, что есть более профессионально сделанные объекты, а есть – менее. Наверное, хорошо, когда архитектура разная. Этим и отличается Запад – у них в этом смысле более лояльное отношение.
Причем разность не в том, что есть плохая архитектура и хорошая. Есть здания ужасные, а есть прекрасные. Пусть будет множество, разнообразие архитектурных форм – и направление будет развиваться.
– Но если здание действительно поражает воображение общественности, в плохом смысле...
– Во всём мире есть примеры, когда объекты считались современниками ужасными, а теперь это символ страны, и туристы со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на это архитектурное сооружение. Пример – Эйфелева башня. Время всё расставляет на свои места.
– И безжалостно относится к старинной архитектуре. В том числе и казанской...
– Казань постепенно утрачивает историческую составляющую. Если в других странах берегут какой-нибудь сарай каменный, построенный в 16 веке, у нас, к сожалению, купеческой застройки уже не осталось. Пропадает самобытность архитектуры. Хорошо, что взялись за Свияжск и за Булгар. В Казани тоже нужно взяться за остатки, сохранить их и в этом направлении двигаться.
Тем более что Казань сейчас является центром притяжения, поскольку совсем скоро будет Универсиада. Дизайнеры всей страны, стран СНГ и всего мира сейчас наблюдают за изменениями в области архитектурных сооружений, дизайна интерьеров спортивных зданий. А мы, к примеру, сейчас наблюдаем за изменениями в Сочи. В этом году проходил конкурс «Спорт и город», и наши дизайнеры стали его лауреатами.
«Ошибки архитектора исправляет дизайнер по интерьеру»
– Как вы считаете, почему многие казанцы всё еще с недоверием относятся к дизайнерам интерьера? Считают, что сами справятся с этой работой и не обращаются за профессиональной помощью.
– Я вот сам профессиональный дизайнер. Но если начну строить дом, то сначала я найму архитектора, затем дизайнера, а потом еще декоратора приглашу – для правильной организации пространства в доме.
– Неужели нельзя обойтись одним специалистом?
– Градостроительное проектирование – очень широкая область. И поэтому иногда планировочные структуры архитектору приходится немножечко менять на уровне объёмного проектирования. Не скажу, что он исправляет ошибки, но делает перепланировку. Ошибки архитектора (если они есть), как правило, исправляет дизайнер по интерьеру. Бывает так, что дом построен, планировка ужасная, и интерьерщику приходится делать перепланировку, ломать стены. И уже потом после дизайнера по интерьеру приходит декоратор, который говорит: «Какой же здесь хай-тек?! Здесь нужны портьеры, ламбрекены и мебель в стиле ампир». Поэтому очень приятно работать по открытой смете, когда можно дойти, грубо говоря, до посуды. Это высший пилотаж.
– Недавно вы выступили в роли организатора конкурса дизайнеров «АрхИдея-2011». Как возникла идея?
– Идея созрела еще в 2008 году. Мы хотели создать конкурс не для одного направления, а для всех направлений дизайна. Но планам помешал экономический кризис, и вопрос отложили. Но это время мы использовали с толком. Вели переговоры с дизайнерскими студиями, архитектурными студиями, обговорили призовой фонд со спонсорами. И вот в 2011 году удалось завершить, а можно сказать, и начать конкурс.
– Были представлены работы иностранных дизайнеров. Их уровень отличается от нашего?
– Уровень сравнить очень сложно. В дизайне интерьеров разница небольшая. А к архитектурному дизайну в иностранных государствах совершенно другие требования. Взять заявку из Александрии (Египет). Другая климатическая зона, другие нормы. Испания – то же самое. У них проблемы с инсоляцией и требования очень жёсткие. Вся архитектура стоит на аспектах строительной физики, и у них другие нормы. Поэтому и архитектурные решения различаются.
– Какие работы особо запомнились?
– Мне очень понравились работы, присланные извне. Например, работа члена молдавского Союза дизайнеров – винный погреб. Я видел работы французских, немецких дизайнеров в этой области – молдавские специалисты ничем не хуже. Они всё делают на высоком профессиональном уровне – нужно учитывать и температурные режимы, и системы хранения вин.
«У нас не проходной двор!»
– Вы возглавляете Союз дизайнеров Татарстана. Что он представляет из себя сегодня?
– Мы одно из звеньев Союза дизайнеров России. Татарстанское отделение создано 15 лет назад. Сейчас в наших рядах около 80 членов союза.
– Стать членом союза может каждый желающий?
– Профильное образование приветствуется. Обязательно должна быть рекомендация от двух членов профессионального союза, которые состоят в нём не менее двух лет. Также каждый претендент предоставляет творческое портфолио. Еще необходимо заявление и вступительный взнос.
– И каков его размер?
– На последнем совещании утвержден вступительный взнос в размере 10 тысяч рублей. Потом ежегодно каждый член должен платить по полторы тысячи рублей.
– И часто к вам приходит свежая кровь?
– Последние годы происходит омоложение союза. Среди вновь прибывших не те, кто только закончил вуз, а уже оперившиеся, поработавшие в профессиональной среде и достойные высокого звания.
– А что он получает взамен?
– Тот, кто вступает в Союз дизайнеров России, становится и членом двух международных союзов – мирового Союза дизайнеров и международного Союза дизайнеров по интерьерам. Также каждый член союза имеет возможность участвовать в конкурсах, выставках, стажировках, мастер-классах и проектных семинарах. Самое главное – возможность обменяться опытом.
Также есть стипендия Союза дизайнеров. Если человек занимается научной работой (пишет учебники) или разрабатывает интересный проект, то он может претендовать на стипендию. Она выплачивается адресно в течение года как поддержка творческих или научных замыслов дизайнера.
– А на какую помощь могут рассчитывать члены Союза дизайнеров?
– К примеру, дизайнеру необходимо зарегистрировать товарный знак, запатентовать промо-образец, отстоять права дизайнеров в суде. Мы пишем письма от своего имени, помогаем. Потому что, к примеру, с авторскими правами в нашей стране пока очень сложно.
– А если придёт жалоба? Вы будете её рассматривать?
– Рассматривать будем. Но обычно мы, конечно, горой стоим за всех наших членов. У нас не проходной двор из серии «приходи кто захочет». Отбор достаточно жёсткий.