Беспрецедентно суровый приговор вынесли организатору казанского наркоспрута Айдару Шаеву. Защита уже пообещала обжаловать 20 лет колонии строгого режима, которые Верховный суд РТ «начислил» накануне лидеру синдиката. Всего на скамье подсудимых оказались 13 человек, получившие в общей сложности 133 года лишения свободы. В пользу государства у членов преступного сообщества были конфискованы несколько престижных иномарок. Правда, это лишь малая толика из заработанного наркомафией.
Оптовых покупателей искали зэки
По данным следствия, преступный бизнес Айдар Шаев начал в 2006 году, сплотив вокруг себя пять организованных преступных групп. За неполные три года Шаев провел через различные банки Казани около полумиллиона долларов. Деньги предназначались для расчета с таджикскими поставщиками наркотиков. Установлено, например, что на расчетные счета в Таджикистане всего за полгода было перечислено 327 тысяч долларов США. Кстати, установленный в ходе следствия наркокурьер так и не был пойман. По мнению полицейских, он скрывается сейчас где-то в Средней Азии.
Первый удар по наркоспруту стражи порядка нанесли в феврале 2009 года. Оперативники задержали с поличным двух оптовых сбытчиков героина. Один из них, Николай Баканин, оказался лидером местной преступной группировки, являвшейся, как выяснилось позже, всего лишь передаточным звеном в наркотической цепочке. На конспиративных квартирах и в автомобилях членов группы было изъято свыше 4,5 килограммов героина. Всего были задержаны шестеро сбытчиков, в том числе двое заключенных. Причем сидельцев, казалось, ничуть не смущала изоляция от общества – с помощью мобильников они умудрялись находить покупателей на крупные партии наркотиков.
Часть обвиняемых, заключивших досудебные соглашения и сотрудничавших со следствием, получила условные сроки. Остальные участники наркоспрута были приговорены к реальным срокам. Так, лидеры преступных групп Максим Зудин и Николай Баканин получили 18 и 12 лет лишения свободы соответственно, Хренов и Кирилл Булюхин, совершившие преступления, находясь в местах лишения свободы, – по 19 и 12 лет заключения, Наиль Камалов, Дмитрий Сумин и Рустам Каримуллин получили по 9 лет заключения, Ринат Шарафиев – 8 лет. Все они наказание будут отбывать в колонии строгого режима. Остальные осужденные, оказавшие содействие следствию и заключившие досудебное соглашение о сотрудничестве, получили сроки от 6 до 8 лет лишения свободы условно с испытательными сроками от 4-5 лет. В частности, Дамир Мухаметзянов и Алик Денисов – по 8 лет условно, Алексей Шубин – 7 лет, Нияз Минкин – 6 лет. Организатор сообщества Айдар Шаев получил 20 лет лишения свободы.
Параллельно с этим оперативники взяли в разработку руководителя еще одного «звена» – казанца Рината Шарафиева. Преступная группа под началом этого 25-летнего безработного за месяц продавала до 10 килограммов наркотика. Примечательно, что цена грамма героина из-за участия многочисленных посредников возрастала с 230 до 1000 рублей. Кроме того, для увеличения объема товара каждый распространитель разбавлял наркотик различными наполнителями. После задержания Баканина Шарафиев затаился, однако чуть позже всё-таки выдал себя в телефонном разговоре, во время которого договорился о покупке 1 кг героина.
Последняя поездка Шаева
Одним из последних был задержан сам Ринат Шаев, организовавший преступное сообщество. Лидера решили брать по прибытии из Москвы, куда он ездил за очередной партией наркотика. Однако на вокзале удалось задержать лишь курьершу и наркомана – экспедитора Наиля Камалова, в обязанности которого входили оценка качества и охрана товара в пути. В спортивной сумке вернувшихся в Казань гонцов были обнаружены семь пластиковых полуторалитровых бутылок с 9,6 кг «элитного» афганского героина «999».
Ринат Шаев, на глазах которого произошло задержание его «коллег», успел добраться до конспиративной квартиры. Но там его уже ждали милиционеры. При личном досмотре у Шаева изъяли 22 тысячи долларов США, 500 тысяч рублей и перстень стоимостью 1,5 миллиона рублей. В тот же день при обыске были обнаружены 5,5 килограммов героина. Часть порошка уже была расфасована в 2,5 тысячи героиновых доз, а часть хранилась в стеклянных банках. Кроме того, оперативники изъяли около 500 граммов ацетилированного опия.
...Расследование уголовного дела длилось около года. За это время его организатор неоднократно пытался различными путями уйти от уголовной ответственности. Сначала он раздобыл липовую справку о якобы имевшемся у него психическом расстройстве. Затем сын сожительницы Шаева – бывший адвокат – попытался вмешаться в дело. Он нанял своего коллегу – юриста адвокатского центра Казани Руслана Игнатьева – и через него стал давить на курьершу, которая в то время активно давала показания. Однако и эта попытка помешать следствию не увенчалась успехом.
Даже наркоконтроль признаёт: приговор суров
Рассмотрение дела, согласно желанию одного из обвиняемых, прошло с участием присяжных. Последние при вынесении вердикта оказались единодушны и сочли доказанной причастность подсудимых к преступлениям. Кстати, в практике наркоконтроля это был первый суд, на котором судьбу фигурантов решали именно присяжные. В результате рассмотрения дела 13 человек были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Среди них организация и участие в преступном сообществе; приготовление и покушение на сбыт наркотических средств в особо крупном размере, совершенные организованной группой; незаконные приобретение, хранение наркотических средств в крупном размере; незаконный сбыт наркотических средств, совершенный группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия.
На данный момент известно, что защита Шаева сочла неоправданным срок в 20 лет. Даже в наркоконтроле признают: приговор весьма суров.
«У нас единицы по этой статье получают наказание в виде 20 лет лишения свободы, мы даже вспомнить не можем такого, – говорит старший инспектор пресс-группы УФСКН РТ Ирина Мустафина. – Это суровое наказание. Но Шаеву вменялись тяжкие и особо тяжкие преступления, несколько эпизодов. Так что приговор оправданный. Те же, кто получил условные сроки, заключили досудебные соглашения и помогали следствию. И такого решения суда мы, в общем-то, ожидали».
Кстати, часть богатства, «заработанного» преступниками, уже отошла государству. В частности, были конфискованы несколько дорогих иномарок. Какая судьба ждет изъятые деньги, пока остается неизвестным.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА