Исполком Казани, комитет РТ по тарифам, комитет по транспорту и компания «Транспортная карта» сговорились, внедряя в столице республики безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте. К такому выводу пришла комиссия татарстанского УФАС, рассмотревшая сегодня дело в отношении исполнителей реформы.
На процессе всплыла масса любопытных подробностей: оказывается, ОАО «Транспортная карта» берёт за свои услуги столько денег, что перевозчики сейчас получают за проезд еще меньше, чем раньше. А валидаторы фирма предоставила транспортникам в лизинг. За рассмотрением дела следил корреспондент 116.ru.
Вывод УФАС: «Электронный билет казанцам навязывают»
Напомним: жалобу в антимонопольное ведомство подали казанские общественники, выступавшие против необоснованного повышения цены за проезд и навязывания приобретения пластиковой карты. Изучив предоставленные документы, специалисты ведомства усмотрели признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Выразилось оно в «осуществлении согласованных действий... которые приводят к навязыванию приобретения электронного проездного билета».
В начале заседания представитель исполкома Казани заявил ходатайство. По его мнению, для всестороннего рассмотрения вопроса необходимо было привлечь представителей компаний-перевозчиков. Посовещавшись, комиссия отвергла эту просьбу. По мнению заместителя руководителя татарстанского УФАС Ивана Щербакова, возглавлявшего комиссию по рассмотрению, в данном деле не рассматривается сам тариф, а только способ оплаты. Соответственно, и транспортные компании привлекать ни к чему.
«За наличный расчет можно приобрести только разовый билет за 18 рублей и отсутствует возможность приобрести проездной билет, что предусмотрено законодательством. Суть именно в невозможности приобретения за наличный расчет», – заявил Щербаков.
Соответчики с самого начала пытались заверить комиссию УФАС: действовали они исключительно из лучших побуждений.
«Это сделано для удобства горожан, – заявил главный инженерОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов. – Ведь все сейчас рассчитывают свой бюджет. Человек берет сначала себе пять поездок, потом десять и так далее. Исходя из этого, он выбирает выгодный для себя тариф и им пользуется. Таким образом, удобно гражданину, чтобы он не переполнял деньги на карте и в то же время контролировал свои расходы. Электронный же кошелек подразумевает, что человек кладет туда определенную сумму денег, которая никогда не сгорает. Он может поездить 2-3 дня, перестать пользоваться общественным транспортом, потом снова вернуться – кошелек всегда активный, пока не израсходуются все имеющиеся средства».
Куда уходят неизрасходованные поездки?
Аргументы, приведенные представителем «Транспортной карты», и вызвали у антимонопольщиков множество вопросов. Беседу Щербакова с Якуповым имеет смысл воспроизвести практически целиком. Она проливает свет на многое.
Иван Щербаков (И.Щ.): Если я приобрел 50 поездок и не успел ими воспользоваться, оставшиеся средства уйдут в пользу «Транспортной карты»?
Рамиль Якупов (Р.Я.): Как правило, все поездки расходуются.
И.Щ.: Ну представим ситуацию, что я не израсходовал?
Р.Я.: Деньги распределяются между перевозчиками в соответствии с количеством перевезенных пассажиров.
И.Щ.: А как это вычисляется?
Р.Я.: Если тариф на все маршруты, то деньги перечисляются перевозчику в зависимости от количества перевезенных пассажиров.
И.Щ.: А что, можно купить проездной на один конкретный маршрут?
Р.Я.: Да.
И.Щ.: Но ведь цена же одинаковая, смысл тогда, так же, наверняка, никто не делает.
Р.Я.: Я же говорю, что сейчас наиболее распространен тариф на все маршруты. У нас также очень большим спросом пользуется «безлимитка». Ее покупают различные организации для своих сотрудников, и физические лица тоже. По ней вообще и по 70, и по 100 поездок используют. Все тарифы сейчас перечислять – их сейчас 24... А сменить его можно в любом платежном терминале при пополнении счета.
Перевозчики проиграли, пассажиры – тоже. «Наварились» посредники
И.Щ.: Но кроме транспортной карты и наличного расчета никак нельзя оплатить проезд? И то при наличном расчете выходит дороже?
Р.Я.: Ну это мы опять вернемся к бумажным билетам, которые часто подделывали. Тут же хочешь проехать один раз – расплатись налично. Хочешь много раз ездить – оплачивай с помощью транспортной карты.
И.Щ.: Вот вам и нарушение получается. Хочешь ездить – вот мы создали контору, «Транспортная карта» называется. Неси в нее деньги, плати за проездной билет, она себе процент оставляет.
Р.Я.: Нет, нет. Если вы правильно ознакомились с представленными документами, тариф по карте ниже, чем при оплате за наличные.
И.Щ.: Специально так и сделано, чтобы вам деньги несли. В этом и есть нарушение. Вот представьте, какая-нибудь компания, продающая бензин, скажет: «Вот мы придумали ОАО. Оно будет выпускать карты, с помощью которых можно будет заправляться. Без карты цена за литр будет дороже на 1 рубль». Так и у вас. Вот и нарушение, выбора ведь нет у людей. Либо по 18 рублей покупай билет, либо пользуйся транспортной картой. Другого варианта ведь нет. Я, к примеру, 1 раз в месяц езжу, если у меня нет транспортной карты, я заплачу 18 рублей, если есть – 16 рублей. К тому же, как выяснилось, еще и перевозчики меньшую сумму получать стали. Деньги оседают у вас, ваша комиссия составляет 5% плюс оборудование, которое используют перевозчики. Оно, как оказалось, предоставлено в лизинг вашей компанией. Платежи у них идут, некоторые перевозчики стали получать вместо 15 рублей 14,50. Получается, люди стали платить больше, а перевозчики получают меньше. Люди платят по 18, по 17, по 16 рублей.
Р.Я.: По 18 рублей уже никто не платит.
И.Щ.: Как не платит? Данные нам предоставили. Несколько тысяч пассажиров в месяц перевозятся по 18 рублей. Перевозчики от введения транспортной карты проиграли.
Р.Я.: Не проиграли.
И.Щ.: Ну как не проиграли? Вы же сами себе противоречите. Вы же утверждаете, что большинство пассажиров пользуется электронным кошельком и платит по 16 рублей. 16 рублей минус 5% – это уже 15,20, минус лизинговые платежи. В любом случае получается меньше 15 рублей. Получается, люди стали платить на рубль больше, а перевозчики – получать меньше. От введения безналичной оплаты выиграла только «Транспортная карта». Ее не было, ее придумали, она стала получать деньги.
Вся проблема в неправильной терминологии?!
После короткого перерыва Щербаков огласил решение: «Были выявлены признаки сговора по внедрению транспортной карты и лишение возможности граждан получения услуги перевозки в общественном транспорте с использованием другого вида оплаты. Руководителям ведомств будут выданы предписания об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности. Предписание может быть обжаловано в течение 10 дней, а решение комиссии может быть оспорено в Арбитражном суде».
В перерыве перед оглашением соответчики совещались. Ведущий советник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи Государственного комитета РТ по тарифам Геннадий Морозов поспешил успокоить коллег:вся проблема, по его мнению, заключается в неправильной терминологии, применяемой при нынешней безналичной системе. Мол, если её подкорректировать, нарушение можно легко устранить. По крайней мере формально. Видимо, по сути что-то менять в ныне существующей схеме чиновники уже не намерены.