27 тысяч рублей – таков средний размер взятки в Татарстане за 2010 год. Кстати, республиканские социологи еще год назад подметили тревожную тенденцию: количество людей, считающих взятку обычным делом, растёт. Более половины опрошенных татарстанцев заявляют о готовности решать свои проблемы с помощью взяток. Как это соотносится с тем, что республику недавно признали одним из самых успешных в плане противодействия мздоимству регионов, корреспондент 116.ru решила выяснить у начальника главного антикоррупционного ведомства республики.
«Посадить крупного чиновника не самоцель»
– Не так давно организация «Деловая Россия» назвала Татарстан одним из самых успешных в плане борьбы с коррупцией регионов. Но мне как обывателю не совсем понятно, за что же именно похвалили республику. Где громкие дела, сенсационные разоблачения, связанные с представителями органов власти? Или все крупные чиновники у нас как один чисты перед законом?
– Думаю, правильнее говорить о противодействии коррупции, а не просто о борьбе. Понятие «противодействие» гораздо шире. Оно охватывает не только мероприятия по изобличению коррупционеров, а ориентировано на выстраивание системы профилактических мер по устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. И в нашей республике действительно принимаются в этих направлениях активные шаги – модернизируется законодательство, подключаются общественные институты.
Огромным шагом стала открытость деятельности органов государственной и муниципальной власти. Если зайти на сайты министерств и ведомств республики в системе «Электронное правительство», то там представлены административные регламенты и стандарты оказываемых государственных услуг, судебный и административный порядок обжалования решений и действий должностных лиц. Специальные разделы посвящены мерам по реализации антикоррупционной политики в конкретном органе. Здесь же вы можете просмотреть сведения о доходах служащих.
И я уже не говорю о том, что из года в год идет увеличение количества государственных услуг, оказываемых в электронном виде. Этому способствуют и электронные терминалы самообслуживания граждан (инфоматы).
Говоря о второй части вашего вопроса, не совсем понятно, что понимается под «крупными чиновниками» и «громкими уголовными делами»? Ведь это не самоцель. Крупный ущерб может быть причинен в результате незаконных действий чиновников самого разного уровня. Соответствующая работа ведется, и отсутствие крупных фигурантов и громких уголовных дел не означает, что в данной области все остается, как и прежде.
Например, вынесением обвинительного приговора завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета города Казани Сарафанникова, получившего незаконное вознаграждение при решении вопроса о согласовании проекта установления границ земельных участков. Ему вынесли приговор – 3,3 года лишения свободы с содержанием в колонии строго режима, а также запрет занимать руководящие должности в течение 3 лет в государственных структурах.
– Случай и впрямь не рядовой. Я бы даже сказала – единичный. А вот мнение о том, что декларации о доходах многих наших чиновников, мягко говоря, не соответствуют действительности, является довольно распространенным. У вас самого не возникает сомнений, когда вы изучаете подобную отчетность?
– Думаю, что постепенно мы придем к необходимости проверять не только доходы, но и расходы. Однако это дело не одного дня и нужен соответствующий механизм.
«Почти три четверти татарстанцев решили проблемы без взяток»
– Вы наверняка располагаете данными о том, какие сферы и отрасли в Татарстане являются наиболее коррумпированными.
– Когда мы говорим о коррупции, необходимо выделять такие ее разновидности, как бытовая коррупция и деловая коррупция. Население в реальной жизни сталкивается именно с бытовой коррупцией, которая хоть и не может соперничать с деловой коррупцией денежными суммами, однако наиболее ощутима для всех граждан. Если говорить о том, в каких сферах общественной жизни бытовая коррупция в представлении людей встречается наиболее часто, то можно отметить медицину, высшее образование, военную службу, жилищно-коммунальное хозяйство. Естественно, эти ориентиры условны. Пожалуй, нет таких сфер, которых бы не коснулась коррупция.
– Наверное, поэтому всё большее количество татарстанцев склоняется к мнению о том, что взятка – вещь вполне заурядная. Все, мол, так делают.
– Общественное мнение – вещь изменчивая, непостоянная и порой противоречивая. Комитет РТ по социально-экономическому мониторингу и Центр перспективных экономических исследований провели социологические исследования и анализ мнения населения республики о коррупции в целом за 2005–2010 годы. И получилось, что 61,3% опрошенных высказались о готовности к бытовой коррупции, то есть когда проблему они будут решать путем дачи взятки. Получается, что население, говоря о необходимости решительной борьбы с коррупцией, в реальности не соотносит эту борьбу с собственными поступками.
И на сегодняшний день каждый должен понимать, что государство создает все возможные условия для того, чтобы граждане могли «жить без взяток». Как уже отмечалось, этому способствуют жесткие административные регламенты по услугам, услуги в электронном виде, открытость деятельности властных структур.
В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Может, пока это потребует немного больше сил и времени, тем не менее уже сейчас почти три четверти из опрошенных жителей республики так или иначе решили свои проблемы без взяток.
Нерешаемых законным способом проблем нет, но начинать нужно, прежде всего, с самого себя.
«Искоренить до конца коррупцию нельзя»
– Подозреваю, что большинство татарстанцев не устраивает решение их проблем «так или иначе». Интересно, а количество уголовных дел по взяточникам способно вдохновить граждан на противодействие коррупции?
– Мировой подход выделяет две основных формы подкупа – активное и пассивное взяточничество, причем за первое (подкуп гражданином должностного лица) в ряде стран наказывают жестче. И, несомненно, рост количества уголовных дел в отношении дающих взятки «отобьет» у многих желание идти на подкуп.
Однако в нашей стране взяточниками традиционно считают исключительно чиновников. За прошлый год в республике было выявлено 122 преступления, связанных с получением взяток. Нужно понимать, что такого рода преступления обладают высокой латентностью и их выявление – результат кропотливой работы правоохранительных органов. Такие дела достаточно широко освещаются в прессе, что, думаю, оказывает влияние на людей при решении вопроса, сообщать или нет правоохранителям о вымогательстве у них взятки.
– В то же время, по данным опроса ВЦИОМ, коррупцию победить вообще невозможно. А вы как считаете?
– То, что коррупцию искоренить до конца нельзя, признают даже в самых развитых странах. И больший акцент в работе делается на минимизацию условий ее порождающих.
Задача государства – выявить и сократить предпосылки для совершения коррупционных правонарушений, создать условия для законного поведения как гражданина, так и чиновника, выявить и наказать тех, кто этого не приемлет. Это первая задача. Второе направление – это воспитание непринятия коррупции как социального явления у каждого гражданина. И если первая задача в настоящее время активно решается, то по второму направлению нужно длительное время. Но это направление также не упускается из виду. Как раз в нашей республике реализуются различные формы антикоррупционной пропаганды и образования начиная со школьной скамьи.