Беспрецедентное дело рассматривали сегодня в Казани. Специально для этого из Москвы в татарстанскую столицу нагрянула общественная коллегия по жалобам на СМИ – организация всероссийского масштаба, решившая на месте разобрать дело «Преподаватель против "Перехвата"». В коллегию пожаловался доцент кафедры социологии Казанского государственного университета Искэндэр Ясавеев. Ясавееву не понравилось обилие кровавых подробностей в хронике происшествий, транслируемой по одному из местных телеканалов. И он обратился к представителям российского медиасообщества.
Общественная коллегия по жалобам на прессу – своего рода Большое жюри Союза журналистов России, рассматривающее с 1998 года конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей.
«Колыбельная» хроника
Сказать по правде, от корреспондента 116.ru ускользнул смысл сегодняшнего заседания. Причем еще больше всё запуталось, когда аудиторию предостерегли от попыток окрестить все происходящее судом. Осталось непонятным, почему же тогда в зале все-таки звучали обвинения, а итогом заседания стала выработка своего рода вердикта – резолюции (которая, правда, не является обязательной для исполнения). В окончательном виде текст рекомендаций по рассматриваемому вопросу будет опубликован через семь дней.
Вообще, собравшиеся говорили очень долго и обильно. Организовали даже видеомост с Москвой – на его настройку ушло около получаса, а качество связи, на взгляд нашего журналиста, пониманию ситуации никак не поспособствовало. Единственное, что запомнилось, так это присутствие на том конце моста среди экспертов православного священника. Батюшка советовал, как лучше преподносить криминальные новости.
Когда разобрались со всеми техническими вопросами и разъяснили публике, какие задачи ставит перед собой общественная коллегия, перешли, собственно, к делу.
«На мой взгляд, программа «Перехват» эксплуатирует тему смерти и человеческих несчастий с целью повышения собственного рейтинга, но прикрываясь заявлениями о реализуемой ею миссии предупреждения об «опасностях жизни», – обрушился на программу с обвинениями Ясавеев. – Совершенно непонятно, кого, о чем и каким образом может предупредить сюжет с обезглавленным телом, как и множество других сюжетов с телами погибших и раненых людей? С какой целью они демонстрируют окровавленные тела?»
Доцент подкрепил свои слова данными проведенного его друзьями соцопроса. Оказалось, что в Казани у людей сформировался страх перед преступностью, а рейтинг программы «Перехват» в 2009 году составил 7,5% среди зрителей от четырех (!) лет. То есть получалось, что даже четырехлетние дети в Казани смотрят на ночь криминальную хронику.
«Вы проводили опрос аудитории "Перехвата"»? – счел нужным уточнить начальник отдела по связям с прессой судебного департамента при Верховном суде РФ Вадим Зиятдинов.
«Соцопрос проводился среди населения Казани, большинство из респондентов сообщило, что у них сформировался страх перед преступностью», – ответил Ясавеев. В итоге осталось непонятно, внес ли «Перехват» свои пять копеек в страх казанцев перед преступностью или всё-таки нет.
Зритель голосует пультом
Как рассказала 116.ru редактор программы «Перехват» Ольга Лаврова, трупы крупным планом они уже давно не показывают. А лица погибших обязательно закрывают ретушью.
«Умалчивать о подобного рода происшествиях, не выдавать в эфир подобного рода сюжеты коллектив телекомпании считает неправильным, – пояснила позицию телеканала Лаврова. – Зритель должен знать о том, что происходит в его городе, в обществе, в котором он живет. Истинная цель и задача программы «Перехват» – предупреждать об опасностях жизни. Более того, во время трансляции программы «Перехват» телеканал «Эфир» считает своим долгом предупредить зрителя о нежелательности просмотров сюжетов программы несовершеннолетними детьми».
«В Казани подачу «натуралистических сюжетов» в контексте новостной программы практикует не только ТК «Эфир», – высказала свою точку зрения доктор философских наук Светлана Шайхитдинова. – Материал журналистами «Перехвата» никак не интерпретируется, они полностью занимают позицию правоохранительных органов. Тесная связка в работе с милицией исключает возможность самостоятельной позиции корреспондентов».
Кстати, как отметила Шайхитдинова, со времени обращения Ясавеева в коллегию по жалобам на прессу (первая половина 2010 года) в программе «Перехват» произошли изменения: «меньше стало крупных планов, высвечивающих шокирующие подробности происшествий, не наблюдается акцентов на крови».
«У нас свобода прессы, что не запрещено законом, то возможно, – вступился за коллег глава ТРК «Новый век» Ильшат Аминов. – Зритель должен голосовать одним пультом, пока он голосует «за», мы будем поставлять ему криминальную информацию в том объеме, в котором нужно. Конечно, нужно воспитывать, это правильно говорят теоретики, но, извините, есть еще и практика. А на практике зрители любят, когда им показывают такие вещи, потому что есть главный инстинкт самосохранения. И никуда от этого не деться. А вопросы этики... Ведь программа не пропагандирует и не идеализирует насилие. Она исполняет закон о СМИ. А всё остальное – дело вкуса».