Любопытно, что пока эта идея находилась еще лишь на стадии обсуждения в политических кругах, Татарстан вполне четко выражал своё неодобрение. Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев заявлял, что предложения об упразднении названия «президент» в должностях глав субъектов «не найдут понимания в Татарстане». Однако теперь позиция республики по этому вопросу несколько смягчилась. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что процедура не станет проблемой для Татарстана. «Ничего страшного не будет. Мы знали об этом законе, вносили свои замечания, и, кстати, они были учтены», – цитирует спикера республиканского парламента Интерфакс.
Напомним: накануне Госдума РФ приняла в окончательном чтении законопроект, запрещающий главам регионов именовать себя президентами. Парламентарии дали субъектам федерации на приведение конституций и уставов в соответствие с новыми требованиями срок до 2015 года. При этом республикам оставили право самим выбрать, как официально будут называться должности их руководителей. В Татарстане этот закон восприняли неоднозначно.
Парламентарии смягчились, националисты – нет
Любопытно, что пока эта идея находилась еще лишь на стадии обсуждения в политических кругах, Татарстан вполне четко выражал своё неодобрение. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявлял, что предложения об упразднении названия «президент» в должностях глав субъектов «не найдут понимания в Татарстане». Однако теперь позиция парламентариев по этому вопросу несколько смягчилась. Г-н Мухаметшин заявил, что процедура не станет проблемой для Татарстана. «Ничего страшного не будет. Мы знали об этом законе, вносили свои замечания, и, кстати, они были учтены», – цитирует спикера республиканского парламента Интерфакс.
В законопроекте говорится, что «наименование должности такого лица (главы региона) не может содержать слов и словосочетаний, составляющих основу наименования должности главы государства – президента РФ». Таким образом, федеральный центр ясно дал понять: в России может быть только один президент. Одним из первых публично эту идею озвучил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Будучи еще президентом он заявил, что в России только глава государства должен называться президентом. «Лично мне неважно, как будет называться должность. Главное, как работает человек. Что он делает для народа», – написал чеченский лидер на своей страничке в «Живом журнале». И уже осенью парламент Чечни принял закон о переименовании должности руководителя региона. Этому же примеру добровольно последовал еще ряд кавказских республик.
Если высшие эшелоны власти традиционны в своей политической конъюнктуре, то общественные организации не видят в этом необходимости. Еще в начале августа председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов опубликовал своего рода манифест под выразительным названием «Москва – руки прочь от поста президента Татарстана!» В нем лидер ТОЦ заявил, что началось очередное наступление федеральных властей России на основополагающие конституционные права татарского и других нерусских народов РФ.
«Это четко продуманная тактика Москвы, хорошо разработанная стратегия развития национальной политики и строгий контроль над регионами. Тем самым полностью игнорируются существование национальных республик и их приоритетные права на проведение национальной политики в собственных республиках. Практика прошедших лет убедительно показала, что пост президента – главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека – совершенно необходим Татарстану. Мы не можем представить себе Республику Татарстан без своего президента», – говорится в обращении Рафиса Кашапова.
Сопротивление, лишенное смысла
А вот по мнению академика Российской академии политнаук Владимира Беляева, никакого ущерба статусу Татарстана и его главе закон не нанесет. Более того, сейчас Россия лишь приводит ситуацию в соответствие с мировым нормами.
«Среди мер, которые принимает центр, бывают те, что нарушают федерализм, а бывают – что восстанавливают, – говорит политолог. – Но в данном случае ничего «антифедералистского» здесь нет, поскольку во всех странах мира, федерациях главы субъектов не называются президентами. Поэтому ничего страшного не произойдет. Главное, чтобы саму республику не отметали. Дабы у Татарстана был свой сектор вопросов, которые решает только он».
Многое зависит и от дальнейших мер, которые будут приняты, считает г-н Беляев. А выступать сейчас против упразднения должностей президентов нет смысла.
«Нужно ведь знать, когда можно сопротивляться, а когда – нет. Нельзя делать это по каждому поводу», – заключил академик.
«Маленький маразм» – удар по статусу
Депутат Госсовета Татарстана Рафил Нугуманов также уверен, что сейчас уже бесполезно что-то обсуждать и закон не обжалуешь. Однако он считает, что эти перемены ударят по статусу республики.
«Непонятно, почему слово «президент» должно быть только в названии должности президента России. Тогда получается, и президенты различных компаний тоже должны именоваться по-другому? Мне кажется, это маленький маразм. В любом случае это ударит по статусу, и не только Татарстана, но и других республик. Но мы будем теперь думать, как называть своего главу», – пообещал парламентарий.
Официальных предложений по поводу наименования главы Татарстана пока не высказывается. Так что у вас, уважаемые читатели, есть возможность опередить политиков и проголосовать за то наименование, которое, на ваш взгляд, в большей степени подходит высшему должностному лицу нашей республики.