Леденцы в обмен на сигареты предлагали сегодня казанские волонтеры водителям общественного транспорта. Таким образом добровольцы присоединились к Международному дню отказа от курения. Антитабачную акцию развернули на остановке «Площадь Тукая». Шоферы охотно обменивали сигареты на конфеты, но, как признавались затем приватно, сладости заменяли никотин в лучшем случае всего на пару часов. Что, впрочем, в очередной раз доказывает мимолетность масштабных инициатив городских властей по борьбе с пагубной привычкой.
«Обменяйте пару леденцов на две сигареты», – бодро обращается миловидная студентка к водителю автобуса.
«Возьмите», – равнодушно произносит тот, протягивая пачку.
Раздавая конфеты, казанские волонтеры призывали водителей общественного транспорта отказаться от курения на рабочем месте, да и вообще завязать с этой привычкой. Таким образом городские власти присоединились к Международному дню отказа от курения.
Внимание работников транспорта и пассажиров акция, конечно, привлекла, но её действие оказалось весьма кратковременным. Спустя всего пару часов корреспондент 116.ru наблюдал водителей, дымящих как и прежде.
«Дали пару леденцов за две сигареты – часа полтора не курил, – говорит водитель автобуса №54 Алексей Кукушкин. – Пытаюсь бросить, не получается. За рулем постоянно в нервозном состоянии находишься. Простоишь в пробке целый час, потеряешь время, потеряешь круги. Постоянно приходится устраивать гонки, чтобы перехватить пассажиров для выполнения высокого плана, иначе потеряю в зарплате. Невольно закуришь, чтобы снять напряженку. Я когда дома нахожусь, мне половины пачки хватает, на работе же уходит пачка в день, а то и больше!»
Нервной работой оправдывает свою пагубную привычку и водитель 83 маршрута Радик Шарафеев.
«Курю и во время движения курю. Но вот сейчас чупа-чупс дали – бросил курить! – отшучивается шофер. – Работа у нас нервная. Не знаю, если бы поспокойнее было бы, может, и бросил. Кругом пробки, пассажиры иногда какие-то неуравновешенные попадаются. Одно на другое накладывается, вот и приходится расслабляться. Бывают моменты, когда пассажиры просят не курить, но я и так не курю, когда иду битком. Стараюсь, когда всего несколько человек в салоне остается».
Впрочем, даже когда в салоне автобуса остаётся всего один пассажир, водитель не должен закуривать, уверен участник акции первокурсник Влад Кузьмин.
«В Европе в 95% общественных мест запрещено курение. Особенно это относится к транспорту – самолетам, поездам, не говоря уже о городских автобусах. Ведь вряд ли приятно находиться рядом с человеком, который курит. А пассажиры поневоле становятся пассивными курильщиками. Поэтому и хочется призвать водителей, да и вообще всех людей отказаться от этой пагубной привычки. Очень часто приходится встречаться с тем, что водитель автобуса просто открывает окно и закуривает. Никто из них не думает, что дым все равно идет в салон, и пассажиры вынуждены его вдыхать», – попенял студент корреспонденту 116.ru.
При этом он соглашается: действенность подобных акций незначительна.
«Подобных мероприятий, мне кажется, должно быть больше. Мы выстреливаем 1 раз в год, масштаб все равно не такой большой, несоразмерен проблеме. Если акций будет больше, если противников будет больше, мы просто массами надавим на тех, кто курит».
Поддержала коллегу по акции и студентка КГМУ Диана Зайнуллина. По ее словам, проследить за выполнением запрета на курение в автобусах сложно и тем не менее необходимо.
«Это миф, что курение устраняет нервозность. Все это происходит с торможением нервных клеток мозга. При средней цифре в 36% курящих в городе 100% являются пассивными курильщиками. Общественным транспортом пользуются абсолютно разные люди. Почему, например, беременная женщина, заходя в салон автобуса, должна подвергать здоровье своего будущего ребенка опасности? Или пожилые люди, когда табачный дым может спровоцировать любое заболевание? И тут не надо даже говорить об ущемлении каких-то прав водителей-курильщиков. Ведь ему запрещается курить только в рабочее время, а это весьма распространенная практика. Насколько я знаю, в некоторых организациях это даже карается штрафами. Давайте тогда будем говорить о нарушении прав всех табакозависимых, не обращая внимания на тот вред, который они оказывают», – говорит будущая медик.
По статистике, которую ведет комитет по транспорту исполкома Казани, из 2,5 тысяч водителей общественного транспорта 1,7 тысячи курящих.
По словам заместителя ведомства Николая Стукалова, пользователей общественного транспорта раздражает именно то, что водители курят в присутствии пассажиров. Только с начала года поступило более 260 подобных жалоб от горожан.
«Все мы понимаем, что хоть кабина является рабочим местом водителя, но она не приспособлена для того, чтобы водитель мог курить. Перед рейсом все водители проходят инструктаж. Мы не настаиваем на полном расставании с этой пагубной привычкой, но курить водитель должен вне салона подвижного состава, то есть на конечных станциях, чтобы не подвергать опасности здоровье пассажиров», – заявил чиновник.
Помнится, около года назад городские власти объявили широкомасштабную войну водителям-курильщикам. Для избавления от пагубной привычки работников транспорта привлекали медиков, всевозможные общественные организации. Кое-каких результатов добиться удалось. По официальным данным, около 300 водителей бросили курить. Для тех же, кто не мог сразу расстаться с пристрастием к сигаретам, городские власти тогда пообещали оборудовать специальные места на конечных остановках, где водители смогли бы передохнуть, попить чай и покурить. Судя по всему, воплощению задумки в жизнь что-то помешало.
«Нет у нас на конечках ничего! Какие места для курения, если даже в туалет сходить негде?! Да даже если были бы, график составлен впритык, времени на передышку просто не остается», – подытоживает один из водителей.
Зато чиновники могут поставить в своём отчете очередную жирную галочку: день курения прошёл – все конфеты розданы.