Совсем скоро татарстанские преподаватели получат заработную плату, рассчитанную по новой системе. Единая тарифная сетка, на которой ранее основывалось жалование работников образования, ушла в прошлое. Чиновники обещают, что доходы школьных учителей отныне перестанут быть поводом для скорби. Правда, последним придется доказывать свой высокий профессионализм, чтобы заработать определенное количество баллов. Это обстоятельство наряду с массой других показателей и повлияет на конечную сумму в расчетном листке. Обо всех тонкостях новой системы оплаты труда сегодня рассказали в республиканском Кабмине.
Новая система оплаты труда работников образования выстроена достаточно сложно. Этого не отрицает и министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. Видимо, поэтому ее пару лет «обкатывали» всего в двух районах республики.
Постановление о переходе на новый принцип формирования учительского жалования подписали еще в августе 2008 года. В целом нынешняя система мало чем отличается от единой тарифной сетки. Обе складываются из основной базовой части, к которой прибавляется стимулирующие и компенсационные выплаты. Но структуру двух последних слагаемых можно назвать кардинально новой. Во многом она будет зависеть от так называемой результативности преподавателя.
«70% новой зарплаты учителя – это должностной оклад, 30% – стимулирующие и компенсационные выплаты. Вторая часть зависит от успешности учителя – это выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Есть и показатель специфики работы, за который учитель может получить надбавку в размере от 4% до 70%. Столь широкий диапазон объясняется очень просто. Наибольшую надбавку по этой статье будут получать преподаватели особых школ, как, к примеру, интернат для детей с девиантным поведением или школы при колониях», – пояснил глава минобрнауки.
Кроме того, предусмотрены доплаты за стаж работы по профилю, за квалификационную категорию и за качество выполненных работ. Последний показатель, к слову, может стать причиной того, что учителя одинаковой квалификации и с одинаковым стажем могут получить зарплату с разницей в 15%. Есть еще премиальная часть, сумма которой – 2% от фонда оплаты труда учреждения образования. Как ее распределять, решает директор. Пожалуй, самой главной инновацией является внедрение так называемой балльной системы. Именно количество набранных по итогам месяца баллов отразится на общей сумме зарплаты.
«Если руководитель учреждения безупречно выполняет свои обязанности, он получит 100 баллов – максимум. Учителю в такой ситуации полагается 60 баллов (таков максимум, который может набрать сотрудник на учительской должности. – Прим. авт.). То есть, если сотрудник качественно выполнил свои обязанности, он набирает максимальное количество баллов, от чего также будет зависеть сумма стимулирующей части», – заявил министр.
К слову, для учителей малокомплектных школ вводится поправочный коэффициент, чтобы малое количество учеников не сказывалось на кошельке. Таким образом, зарплата среднестатистического учителя должна выглядеть следующим образом.
«С учетом всех доплат по старой отраслевой системе преподаватель, к примеру, получал 9868 рублей, а сейчас его зарплата будет составлять 13 178 рублей. То есть рост у него составил 33%. Здесь учтено, что учитель получает максимальную надбавку – идеально справился со своими должностными обязанностями, набрал наибольшее количество баллов. Зарплата руководителя образовательного учреждения теперь будет складываться из должностного оклада, умноженного на категорийность учреждений, плюс надбавка за качество работы. Последний показатель составляет 1% от фонда оплаты труда образовательного учреждения, который делится между всеми руководителями школы – 0,5% на директора, 0,5% – на завучей и главбуха. Если сейчас директор получает в среднем 16 578, то при максимальных надбавках его зарплата теперь составит 20 907 рублей», – сказал Альберт Гильмутдинов.
Глава ведомства также заверил, что при переходе на новую систему оплаты труда ни один учитель не будет получать ни на копейку меньше. Но насколько именно увеличат жалование, зависит от каждого отдельно взятого педагога.
По словам директора Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ Алевтины Кудрявцевой, этот фактор стал одним из важнейших при разработке новой системы: «Это сделано для того, чтобы каждый работник школы зависел только от результатов собственной работы. Переход на новую оплату труда был обсужден с профсоюзами, общественной палатой. Все мнения были учтены».
В следующем месяце работники системы образования республики получат два расчетных листка. В одном укажут расчет зарплаты по новой системе, в другой – по прежней. При этом, как заверяют чиновники, стимулирующая часть в первое время будет максимальной. То есть будет считаться, что все учителя высококачественно выполнили свои должностные обязанности. Соответственно, и недовольных первые несколько месяцев совсем не будет. Ну а потом, очевидно, о том, выиграли педагоги с введением новой системы или нет, можно будет рассуждать уже более предметно.