Город Школьный рэкет

Школьный рэкет

Шквал звонков с жалобами на поборы в школах обрушился на горячую линию казанских правозащитников за неполную первую неделю нового учебного года. Схема добровольно-принудительных взносов, как оказалось, не меняется из года в год: деньги из родителей вытяги

Шквал звонков с жалобами на поборы в школах обрушился на горячую линию казанских правозащитников за неполную первую неделю нового учебного года. Схема добровольно-принудительных взносов, как оказалось, не меняется из года в год: деньги из родителей вытягивают на ремонт, нужды класса, покупку учебников и т. д. Если поборы носят совсем уж беспринципный характер и возможности противостоять этому самостоятельно нет, юристы рекомендуют обращаться сразу в прокуратуру.

Еще 1 сентября в столице Татарстана заработала специальная горячая линия, организованная Казанским правозащитным центром. Его специалисты принимают звонки от родителей, столкнувшихся с поборами в заведениях, где учатся их дети. В большинстве случаев речь идет о так называемых благотворительных фондах развития школ, на счета которых поступают «пожертвования». Кстати, именно для совершенствования работы таких фондов и будут использованы результаты работы горячей линии. Этот вопрос правозащитники планируют вынести на рассмотрение Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики. Пока же ситуация с поборами только начинает набирать обороты. За четыре дня работы линии на неё пожаловались уже более 20 человек.

К примеру, в одной из казанских гимназий за поступление ребенка в учебное заведение директор открыто просила с родителей 30 тысяч рублей. Передачу денег предлагала осуществить наличными через бухгалтера гимназии или банковским переводом, а в случае отказа ребенок просто не принимался. В одной из районных школ с родителей собирали деньги на различные бесчисленные экскурсии для детей. Вообще же, от школы к школе суммы могут варьироваться от 500 рублей до 10 тысяч. Причем заставить сдавать деньги школы могут разными способами, и самый действенный из них – это дети.

На сегодняшний день черный список насчитывает уже 15 образовательных учреждений Татарстана. Их администрации (как правило, через классных руководителей либо активистов родительских комитетов) фактически заставляли родителей под видом добровольных взносов платить крупные суммы. Намекая, что в противном случае возможно давление на ребенка. В отдельных случаях особо активные школьные «благодетели» устраивали поквартирный обход родителей, отказывавшихся платить. Как правило, такая «внеклассная работа» приносила вполне конкретные дивиденды: люди предпочитали откупаться от незваных гостей.

При этом, по словам правозащитников, именно родители должны решать: хотят они сдавать деньги или нет. Ведь по закону никто принудить к этому их не может – и, кстати, директора школ об этом прекрасно знают. В идеале же вся денежная помощь школе вообще должна оказываться исключительно по безналичному расчету. Кроме того, родители вправе знать, на что тратятся сданные ими деньги – для этого должна вестись отчетность.

«Основная цель нынешней горячей линии – это проверка санкционированной работы благотворительных фондов школ. Чтобы добровольные взносы инициировались не директорами и классными руководителями, – говорит в интервью 116.ru руководитель пресс-службы Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов. – Но звонящие сообщают как раз об обратном. Основные предлоги, под которыми собираются деньги, не новы. Это ремонт, нужды школы, покупка учебников и так далее».

Причем в школах есть как ежегодные взносы, так и разовые акции по сбору денег. Последние, кстати, не освобождают от регулярных платежей.

«В случае, если родители не сдают деньги, на них и на их детей может оказываться давление. Прямым текстом об этом никто, конечно, не говорит, однако намекается, что на отпрыска будут показывать пальцем одноклассники и он подвергнется прочим ущемлениям. В этом случае стоит уже обращаться к нам», – подчеркнул Булат Мухамеджанов.

В других случаях правозащитники рекомендуют писать в прокуратуру. Тем более в практике надзорного органа уже были дела, связанные со школьными поборами. Яркий тому пример – история матери первоклассницы из 94 казанской гимназии. В 2009 году она пожаловалась министру образования РТ на школьные поборы, однако ведомственная проверка результатов не дала. А вот прокуратура признала жалобу на поборы в гимназии №94 обоснованной. В итоге вопрос о привлечении директора заведения к дисциплинарной ответственности был решен. Летом того же года прокурорская проверка выявила еще ряд нарушений в школах Казани и потребовала привлечь их директоров к ответственности.

Кстати, некоторые родители имеют собственные рецепты противодействия поборам. К примеру, как рассказали правозащитники, один из отцов намерено затягивает со сдачей денег, и родительский комитет снижает для него сумму взноса: лучше меньше, чем совсем ничего. Однако действенней все же обратиться в прокуратуру, и если нарушение действительно имеет место, то оно будет зафиксировано. При этом если сообщение о поборах приходит анонимно, то шансы на их выявление уменьшаются.

Но в надзорном органе все же отмечают, что в некоторых случаях такие факты доказать возможно. Стоит отметить, что детские сады также несильно отстают в «попрошайничестве». Наглядный пример «прайс-листа», представленного родителям малышей одного из садиков, можно посмотреть здесь. Напомним, сообщить о принудительных денежных сборах можно по следующим телефонам горячей линии: (843) 277-03-86 и (843) 278-87-10. Звонки принимаются по будням с 10 до 18 часов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не полезный, но жестокий урок»: как «Салават Юлаев» сгорел «Ак Барсу» 1:5
Азамат Шавлуков
Внештатный корреспондент UFA1.RU
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления