Управляющие компании всё чаще сводят счёты с казанцами при помощи коллекторских агентств. Причем долги жильцов, как показывает практика, запросто могут оказаться надуманными – ни в жилищных организациях, ни в структурах по выбиванию денег обычно не вникают в подобные нюансы. В любом случае с появлением на горизонте коллекторов у псевдодолжника имеются шансы обернуть неприятную ситуацию в свою пользу…
Пришёл, наехал, отключил
«Мне уже несколько раз жаловались по этому поводу. Приходит коллектор и начинает угрожать либо без всяких уведомлений обрезает провода! – негодует известный в Казани борец за права жильцов Геннадий Сомов. – Причем насчитывают человеку мнимые долги. Есть люди, которые вообще ничего не платят – это другой разговор. А есть те, кто не хочет оплачивать незаконные начисления…»
Большой простор для долготворчества даёт управляющим компаниям печально известная формула из 307 постановления правительства России. Согласно ей жильцы, имеющие в квартирах счетчики, должны платить согласно их показаниям… плюс в равных долях оплачивать перерасход, набегающий на дом в целом.
«Особенно управляющие компании борзеют в случаях с горячей и холодной водой, – продолжают Сомов. – Я судился с жилищниками из «Азино-1». Человек использовал два куба горячей воды – пишут: «четыре», три куба холодной воды – пишут: «шесть». Электроэнергии, допустим, набежало 100 кВт – пишут в три раза больше. Только сегодня женщина приходила, у неё всего-навсего 160 кВт электроэнергии израсходовано, а ей счет выставили на тысячу рублей! И ссылаются на показания общедомового счетчика и формулу 307 постановления! Это же беспредел!»
Труднее всего поверить в то, что владельцы приборов учета должны переплачивать вдвое или втрое из-за «нормативщиков» – даже если последние льют воду дни и ночи напролёт и спать ложатся со светом. Скорее уж, имеют место элементарные воровство и утечки, столь милые сердцу отечественных жилищников. Ведь при таких больших расходах запросто можно и пару копеек лишнего на каждого жильца набросить. Или не пару – тут, очевидно, от аппетитов многое зависит. А возмущаться начнут – всегда можно прикрыться «священной» формулой. И пригрозить коллекторским агентством.
Однако с коллекторскими агентствами, уверяет Сомов, жилищники явно переборщили. Пенсионер помог одному из жильцов, к которому пожаловали сборщики долгов, обратиться в прокуратуру. Ответ ока государева не заставил себя ждать.
Оказалось, что передав сведения о «должнике» в коллекторское агентство, ООО «УК ЖКХ Приволжского района» нарушило федеральный закон «О персональных данных». В прокуратуре возбудили дело об административном правонарушении по статье 13.11 КоАП РФ.
Долги не пахнут?
Любопытно, что в деле, о котором рассказал корреспонденту 116metrov.ru Геннадий Сомов, фигурирует ООО «КазаньКоллектор». Название этой компании в связи с историями о мнимых долгах жильцов всплывает не впервые.
Весной этого года мнимый долг почти в 15 тысяч рублей образовался у жительницы Казани Евгении Ворониной. По странному стечению обстоятельств сомнительную сумму на женщину «повесили» после того, как она усомнилась в стоимости ремонтных работ, проведенных управляющей компанией. Не менее удивительно, что жилищники даже не пытались разобраться в ситуации вместе с «должницей». Напротив, они как будто с превеликой радостью слили информацию в коллекторское агентство.
«13 апреля из коллекторского агентства пришла бумага, в которой говорилось о просроченной задолженности почти в 15 тысяч рублей, – рассказывает корреспонденту 116metrov.ru Евгения Воронина. – И только несколько дней спустя пришел сам счёт-фактура, где эта сумма мнимого долга значится!»
Первым делом возмущенная женщина позвонила в «КазаньКоллектор»: «Как же так?!» В ответ, вспоминает Воронина, ей посоветовали разбираться с управляющей компанией. Мол, коллекторское агентство структура долга не интересует.
В итоге выяснилось, например, почти семь тысяч рублей выставили за наём жилого помещения. И это при том, что квартира уже лет 15 как... приватизирована самими Ворониными! Были и другие «ошибочки». Например, заплатит Воронина по счетчику почти 700 рублей, а ей даже ста не зачтут.
Кстати, генеральный директор юридического центра «Перспектива» Александр Милюхин не согласен с тем, что структура долга для коллекторского агентства – вопрос второстепенный. Вместе с оформлением договора переуступки долга должны передаваться и документы, подтверждающие задолженность. И вот эти документы должны были внимательно изучить в коллекторском агентстве. Другое дело, что жилищно-коммунальная кухня, как показывает практика, позволяет состряпать любую бумажку...
«Вообще, нужно смотреть, как поведут себя в коллекторском агентстве, – советует г-н Милюхин. – Одно дело, если они ограничились официальным письмом. Но если начнется психологическое давление, есть повод обратиться уже в милицию с жалобой на вымогательство».
Но с коллекторским агентством женщина, слава богу, разобралась. А вот разборки с родной УК еще впереди. Воронина подала на жилищников в суд. Она намерена добиваться компенсации причиненного ей морального ущерба.
Жаловаться на жилищников, сливающих сведения о жильцах в коллекторские агентства, призывают казанцев и в Приволжском районном отделении компартии. Кстати, коммунисты тоже отметили тот факт, что особенно часто за жилищные долги берется пресловутое ООО «КазаньКоллектор». И хотя среди представителей не слишком щепетильных профессий широко распространено мнение, что деньги не пахнут, долги ЖКХ, очевидно, имеют слишком специфический аромат, который едва ли сослужит хорошую службу вышеупомянутому ООО.