В деле о возможном признании недействительными выборов в Госсовет Татарстана по одному из избирательных округов Казани появились новые подробности. 116.ru писал об этом 2 июня 2010 года. Самовыдвиженец Игорь Веселов, инициировавший дело, получил ответы на свои заявления от прокуратуры Татарстана.
Добиться признания недействительными выборов в республиканский парламент по одному из округов Казани самовыдвиженец Игорь Веселов решил после того, как на избирательном участке его наблюдатели задержали человека, который вбрасывал в урну кипу избирательных листов. Факт фальсификации был обнаружен и во время следствия по возбужденному уголовному делу. Но почему-то в мае этого года расследование было приостановлено.
По мнению Веселова, законных оснований на это не было, поэтому кандидат и обратился в прокуратуру республики. Эту часть претензий надзорный орган удовлетворил. В ответе, присланном за подписью начальника отдела по надзору за расследованием особо важных дел прокуратуры Республики Татарстан Фалиха Мустакимова, в частности, говорится: «Рассмотрение Вашей жалобы о несогласии с постановлением следователя о приостановлении производства предварительного следствия по уголовному делу показало, что доводы, изложенные в ней, частично нашли свое подтверждение. По результатам изучения материалов уголовного дела установлено, что решение о приостановлении предварительного следствия принято необоснованно, так как по делу не выполнены юридически значимые мероприятия. В связи с этим, уголовное дело направлено руководителю отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности СУ СК при прокуратуре РФ по РТ для решения вопроса об отмене постановления».
Возобновление расследования самовыдвиженца обрадовало. Но непонятные факты все же остались. К примеру, то, что его не обозначили в уголовном деле как потерпевшего. Как рассказал в интервью корреспонденту 116.ru сам Игорь Веселов, это решение он намерен обжаловать в суде.
«В письме прокуратуры говорится, что мне не был нанесен имущественный, физический или моральный вред, поэтому я не могу быть признан потерпевшим. Однако я считаю, что это не так. Во-первых, мои затраты на избирательную кампанию. Во-вторых, в СМИ были опубликованы результаты выборов, основанные на фальсифицированных данных, то есть указан не тот процент проголосовавших, который был на самом деле. Получается, что количество избирателей, выбравших меня, обнародовано неправильно, то есть ложь, затрагивающая меня лично.
Следствие установило уже 130 человек, подписи которых были подделаны. А этот список, по данным моих наблюдателей и других кандидатов, может вырасти до 7 тысяч человек. Это ведь даже в некоторой степени подтверждается следствием, потому что в материалах дела есть документ-справка, где говорится, что следователь визуально установил 1 тысячу поддельных подписей в 5 избирательных участках. А всего в округе их было 25, следовательно, есть основания думать, что их как минимум 5 тысяч. Просто на основании визуального вывода следователя эти доводы бессмысленны, поэтому надо опросить каждого избирателя. Даже если он не помнит, он подписывается под своими словами, и его подпись потом можно сравнить с подписью в бюллетене», – рассказал кандидат.
Между тем нежелание следственных и надзорных органов признать Веселова потерпевшим сам он объясняет одной причиной.
«Если меня и еще 5 кандидатов, избиравшихся в этом округе, признают потерпевшими, то, в частности, я смогу участвовать в следственных действиях. К примеру, приходить и говорить: «Допросите гражданина Н., проживающего по такому то адресу». Следователь будет должен встретиться с ним, и, соответственно, количество человек, подписи которых подделали, увеличится. И под сомнение попадут все результаты выборов в Декабристском округе, и появятся основания их отменить. Поэтому нас и не признают потерпевшими», – высказал предположение Игорь Веселов.
Радости от возобновления расследования добавляет и тот факт, что уголовное дело, связанное с выборами, в Татарстане заведено впервые. Это подтверждает и академик Российской академии политических наук Владимир Беляев.
«Первые судебные процессы, связанные с выборами, достигли своего, так сказать, «пика» в декабре 1999 года. Тогда кандидату Штанину удалось оспорить в суде результаты выборов, так как сумел доказать, что в его округе на 4 тысячи голосов было уменьшено число избирателей. Это по закону возможно, но только если каждый из них пишет заявление. Причем решение принимается по каждому индивидуально, а не просто вычеркиваются те, кто, возможно, не придет. Результаты выборов были аннулированы в округе. Было проведено повторное голосование, по итогам которого Штанин одержал победу. Точно такая же ситуация с сокращением количества избирателей тогда была и в округе, по которому выдвигался я. Но в этом случае суд состоялся позже, потому что мне не удалось оперативно собрать данные и иск был подан чуть позже. Начало разбирательства затягивали, затягивали, и спустя полгода мне отказали», – рассказал политолог.
Затею Игоря Веселова г-н Беляев считает необходимой, однако, несмотря на победы в прошлом, к ее исходу относится с некоторым пессимизмом.
«Сотрудники надзорных органов написали свою излюбленную формулировку, что «нарушение закона на выборах не повлияло на результаты». Это делается намеренно, чтобы дотянуть до следующих выборов и таким образом не дать нынешнему истцу аннулировать результаты выборов по его округу», – пояснил академик.
В письме татарстанской прокуратуры было отмечено, что принятое решение заявитель вправе обжаловать в суде или у вышестоящего прокурора. Составлением новых заявлений г-н Веселов в данный момент и занимается. 116.ru продолжит следить за развитием событий.