Известное реалити-шоу «Дом-2» продолжают преследовать всевозможные разбирательства. Инициатором очередного из них стало управление Федеральной антимонопольной службы по РТ. В отличие от депутатов, министерств образования и внутренних дел, татарстанских антимонопольщиков заинтересовало не содержание шоу, а нарушение Закона о рекламе. Это, собственно, и стало причиной возбуждения дела. Финальную точку в нем поставили сегодня. Производителя шоу – ОАО «ТНТ-Телесеть» – Татарстанское УФАС признало виновным.
Вести это дело местному УФАС разрешил центральный аппарат управления. Причиной возбуждения делопроизводства послужил эпизод шоу, показанный в августе прошлого года. В нем герои играли и делились впечатлениями от приставки Wii от Nintendo. При этом участники шоу показывали и рассказывали друг другу о достоинствах игрушки, что антимонопольщики расценили как рекламу, а предварительного уведомления о ее трансляции не было. Прибавив этот эпизод к общему количеству рекламы на канале за один час, специалисты УФАС вычислили, что общее количество коммерческих объявлений выходит за временные границы, установленные законом.
Чтобы доказать наличие рекламы в эпизоде, антимонопольщики призвали на помощь в качестве эксперта доктора филологических наук, заведующую кафедрой журналистики Казанского государственного университета Светлану Шайхитдинову. По ее словам, в предоставленном ей эпизоде реклама, что называется, была налицо. «Это так называемый products production, – рассказала корреспонденту 116.ru Светлана Каимовна. – Способ скрытой рекламы, широко используемый в телевизионных сериалах и кинофильмах. Он заключается в том, что герои на экране используют тот или иной товар, при этом упоминают о его преимуществах. Но делают это как бы невзначай. Это было и в «Доме-2». Герои пользовались игровой приставкой с указанием всех данных».
Трансляция подобной рекламы не имеет проработанной законодательной базы в России.
Заведующая кафедрой добавила, что не смогла бы отнести «Дом-2» к категории реалити-шоу, так как оно ей кажется постановочным. «После того, как мне дали на экспертизу один из эпизодов шоу, я просмотрела еще несколько. У меня сложилось впечатление, что его участники все делают по написанному сценарию, в котором оговорены все ситуации. Кстати, и в других выпусках я наткнулась на использование скрытой рекламы. Мне это кажется непорядочным, тем более что аудитория шоу в большинстве своем молодая. Они воспринимают все на веру. Медиабизнес таким образом спекулирует отношением зрителей», – поделилась Светлана Шайхитдинова.
Выводы доктора филологических наук КГУ были представлены юристам телеканала ТНТ. Они им явно оказались не по нраву. К тому же, по словам директора юридического департамента ОАО «ТНТ-Телесеть» Аллы Слепаковой, при выборе эксперта их мнение учтено не было. «Назначение было произведено заочно, без нашего ведома, – сказала в ходе рассмотрения дела главный юрист телеканала. – По нашему мнению, выводы госпожи Шайхитдиновой являются предвзятыми. Оно вытекает уже после прочтения первых двух страниц заключения. В них, в частности, говорится, что цель исследования – обосновать утвердительные ответы на вопросы. Не рассмотреть правомерность или неправомерность утверждений, а доказать их безоговорочную правильность».
К себе на помощь телевизионщики позвали специалистов Российского института культурологии при Министерстве культуры РФ. Правда, сотрудники института не могли быть привлечены в статусе экспертов. Так что представленный документ стал всего лишь заключением-исследованием, а не экспертным заключением. В нем, в частности, говорится, что эпизод, в котором использовалась игровая приставка, является неотъемлемой и органичной частью произведения культуры. «Приставка использовалась в выпуске передачи «Дом-2» не для рекламы, а для конструирования модели поведения участников шоу во время виртуальной игры», – огласила выводы сотрудников Российского института культурологии Алла Слепакова. При этом факт использования способа скрытой рекламы исследователи не отрицают. Правда, называют его несколько иначе: product placement. Но это не является нарушением Закона о рекламе.
Сдавать свои позиции юристы телеканала не хотели, приводя один за другим доводы своей правоты. Но и комиссия УФАС продолжала настаивать на своем. Правда, не очень уверенно. Из трех членов комиссии никто не задал вопросов по существу, кроме председателя комиссии, заместителя Татарстанского УФАС Евгения Костюшина. Собственно, и сам ход заседания по рассмотрению дела намекал на формальность. Решение, скорее всего, было принято еще до его начала. Выслушав доводы юристов ТНТ, комиссия ушла в совещательную комнату. Появившись через несколько минут, Евгений Костюшин озвучил решение. Эпизод с игровой приставкой признали ненадлежащим и нарушающим Закон о рекламе. ОАО «ТНТ-телесеть» было предписано устранить нарушения, в дальнейшем будет рассмотрен вопрос о наложении административного штрафа.
Телевизионщики с обвинениями не согласились и собираются обжаловать его. «Мы продолжим доказывать свою правоту, – сказала Алла Слепакова. – Это уже не первое дело, инициированное региональными антимонопольными службами. Не так давно ФАС Удмуртии выявил у нас нарушение Закона о рекламе. Штраф был обжалован. И суд встал на нашу сторону».
Смогут ли представители телеканала доказать свою правоту, неизвестно. Очевидно одно – шоу «Дом-2» уже вышло за рамки телевидения и превратилось в некую социальную беду, привлекающую внимание и заставляющую тратить силы и время различных чиновников на рассмотрение всевозможных споров, связанных с ним.