Город Тень знаний

Тень знаний

Около трети учителей республики не сдали Единый государственный экзамен по своему предмету. Они не сумели набрать даже 60 баллов – самого минимума, нужного школьнику для получения аттестата. Чиновников от образования эта ситуация заставила задуматься...

Около трети учителей республики не сдали Единый государственный экзамен по своему предмету. Они не сумели набрать даже 60 баллов – минимума, нужного школьнику для получения аттестата. Чиновников от образования эта ситуация заставила задуматься над необходимостью повышать профессиональный уровень педагогов. И начавшийся недавно Год учителя оказался как нельзя кстати – в его рамках можно многое сделать. Сегодня в кабинете министров республики журналистам рассказали о нововведениях в системе образования. Что ждет учителей и учеников, выяснил корреспондент 116.ru.

Талантливых педагогов в Татарстане много. Это подтверждают и лидирующие позиции республики по количеству призеров всероссийских олимпиад. Последние пять лет Татарстан занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Но ложкой дегтя в общей картине татарстанского образования являются педагоги, дающие весьма посредственные знания. В учительской армии их немало. И проведенный эксперимент по сдаче ЕГЭ учителями это доказал. Некоторые из них даже не смогли грамотно заполнить экзаменационный бланк. Получается, что из 36 тысяч школьных преподавателей в Татарстане около 13 тысяч учат детей тому, в чем сами недостаточно разбираются.

А потому вопрос качества педагогических кадров продолжает оставаться актуальным.

Повышение квалификации кадров – первое, за что взялись чиновники в Год учителя. Каждые пять лет учитель должен либо подтвердить, либо повысить свою категорию. Делать это преподавателям теперь будет сложнее. Но опять же, только тем, кто не знает свой предмет на отлично. По словам министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова, ужесточение аттестации не очередное усложнение и без того нелегкой жизни учителей – это своего рода спрос за знания учеников.

«Мы относимся к учителям как к товарищам, как к коллегам. Но цена вопроса огромная. Мы им доверяем своих детей», – подытожил глава министерства.

В Татарстане внедряют систему так называемого модульного повышения квалификации. Суть ее заключается в переподготовке педагогов по пяти обязательным составляющим: преподаватели изучают что-то новое в теории, проходят стажировку и готовят собственные проекты.

Как корреспонденту 116.ru объяснили в Институте развития образования РТ, первый этап проходит дистанционно. Каждый из учителей должен сначала самостоятельно выполнить ряд заданий. Только после этого открывается доступ к другим модулям, для выполнения которых необходимо присутствовать в самом институте. Первую часть из программы переподготовки учителя проходят с помощью Интернета. По задумке, преподаватель может заниматься изучением, не выходя из дома или школы. На первый взгляд, задачу облегчили. Но, как бы ни говорилось о доступности современных технологий, владеют ими если и большинство, то не все. Учитель, особенно из сельского района, может быть высококлассным специалистом, но не знать, с какой стороны подойти к компьютеру. А значит, уже на начальном этапе повышения своей квалификации он сталкивается с непреодолимыми трудностями. По словам начальника учебного управления Института развития образования Татарстана Лилии Салиховой, многие слушатели курсов повышения квалификации приезжают в институт с невыполненными первыми заданиями. Причем отсутствие доступа во Всемирную паутину – самое частое объяснение. «Большинство очень довольны возможностью дистанционного прохождения некоторых курсов, – рассказала Лилия Фануровна, – Но сложности возникают. Особенно трудно с представителями дошкольных учреждений. Зачастую на весь детский сад один компьютер. Нередко их попросту нет».

Получается, перед решением вопроса о повышении квалификации, чиновникам нужно вновь обратиться к проблеме материально-технического обеспечения.

Подопечных школьных учителей также ждут новшества. Пожалуй, главным из них можно назвать изменения в системе оценки успеваемости и успешности учеников. Школьники по-прежнему будут получать двойки и пятерки, но вот значимость этих отметок будет несколько снижена. Нынешний главный критерий – результаты ЕГЭ – перестанет быть единственным. Каждому ребенку будут давать «объемную» или «портфельную» характеристику – так ее называют чиновники. Она будет основываться на общем поведении ученика: учитываться будет участие в различных олимпиадах, спортивных соревнованиях или культурных мероприятиях. Уже сейчас разрабатываются стандарты нового поколения. Конкретная форма подобной системы пока неизвестна. Вероятно, что к «аттестату о зрелости» будет прилагаться некий документ, в котором будут указаны все «неучебные» достижения школьника. На них, возможно, будут обращать внимание при поступлении в высшее учебное заведение.

Преподавательское сообщество возможный переход к инновационной оценке восприняло положительно. По словам заместителя директора казанской школы №143 Галии Сабировой, создание своеобразного портфолио для каждого ученика будет очень полезным. Ведь зачастую оценка в дневнике является отражением субъективного мнения учителя.

«Миром правят троечники. Общеизвестная фраза. И в действительности это нередко становится правдой, – рассказала корреспонденту 116.ru Галия Мирзовна, – Подобная «объемная» оценка – это своего рода сравнительная характеристика ученика. Вполне возможно, что ученик, имеющий среднюю успеваемость в школе, но, к примеру, хорошо играющий на гитаре или рисующий, будет смотреться выигрышней в глазах работодателя по сравнению с круглым отличником. Я, например, была бы очень рада, если бы в школу устраивались учителя, не только хорошо знающие свой предмет, но и умеющие петь или танцевать. Так они становились бы гораздо ближе к ученикам во время каких-либо школьных праздников».

К слову, первые шаги во внедрении подобных оценок будут сделаны уже во время предстоящего ЕГЭ. По словам Альберта Гильмутдинова, задания по математике в этом году будут содержать меньше задач, в которых надо «угадывать» ответ. От учеников потребуется больше творческого начала.

Систему образования республики ждет еще немало инноваций. Помимо общефедеральной программы Татарстан подготовил собственную стратегию развития, включающую 31 направление. Планируется, что после специальной экспертизы она будет утверждена либо президентом РТ, либо Госсоветом. Если все задуманное удастся реализовать, вполне возможно, что в сериале «Школа» окажется больше авторского вымысла, чем отражения реальной действительности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления