Чиновники из республиканского минтранса надеются уже в ближайшем будущем повысить квалификацию водителей автобусов. Для этого на автотранспортных предприятиях создадут специализированные автошколы. Здесь будут учить и переучивать шоферов на категорию «Д», которая разрешает возить пассажиров. Словосочетание «Красный автобус» в Казани уже давно стало именем нарицательным, причем с негативным оттенком. «Хайгеры» и «Голден Драгоны» уже давно не являются экологически чистым и безопасным городским транспортом. Помнится, именно его появление было целью транспортной реформы. Приведут ли предпринимаемые меры к желаемому результату, попытался выяснить корреспондент 116.ru
Совсем скоро автотранспортные предприятия получат ключи от новеньких микроавтобусов FIAT-Duсato, автобусов НЕФАЗ и КАМАЗов-тягачей. Первые будут возить людей, последние – оказывать техническую помощь. Сегодня на совещании, которое провел заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов, руководителям автотранспортных предприятий пояснили схему получения новой техники. «В общей сложности единица техники обойдется предприятиям всего в 50% от номинальной стоимости, плюс расходы по оплате налогов, страховке и регистрации», – объяснил руководителям замминистра.
Еще в августе минувшего года республиканский минтранс выступил с жесткой критикой работы «китайцев». И вот, спустя почти полгода, чиновники пришли к конкретным мерам, которые будут приняты в транспортной отрасли. Кроме внедрения новых машин чиновники планируют создать на базе автотранспортных предприятий автошколы. В первое время их откроют 5 в разных регионах республики. Автошколы будут заниматься подготовкой и переподготовкой водителей общественного транспорта. По замыслу организаторов, эти учебные заведения позволят повысить квалификацию водителей, особенно прибывших из ближнего зарубежья. И, кроме того, дадут подзаработать самим АТП. Вполне возможно, что в них подготовят и водителей для олимпийского Сочи. Предварительная договоренность по этому поводу была достигнута на недавней встрече министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадия Емельянова и первого заместителя генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Сергея Быстрова.
Дополнительные траты бюджетных денег для закупки новой техники направлены, скорее всего, не только на поддержку республиканских предприятий, выпускающих автобусы, но и на снижение монополии «красных» в сфере пассажирских перевозок.
«Красные автобусы» сегодня вроде головной боли, которая постоянно возникает и не дает покоя. Из-за них разгораются крупные скандалы, их обстреливают, в салонах падают пассажиры, они фигурируют в ДТП с пострадавшими. О количестве жалоб пассажиров по поводу культуры водителей и кондукторов и говорить не приходится.
Транспортная реформа, после которой по казанским дорогам стали колесить «китайцы», поначалу, казалось, принесла некий положительный результат. «Газелей» и «Пазиков», приносивших немало бед, почти не осталось. Уже нельзя было увидеть гонок микроавтобусов, стремившихся «ухватить» пассажира быстрее конкурента. Жителей столицы Татарстана перевозили новенькие, блестящие автобусы фирменного красного цвета. Но транспортная идиллия длилась недолго. Уже спустя год целых «Хайгеров» и «Голден Драгонов» почти не осталось. По Казани ездят автобусы, как будто побывавшие в бою – с разбитыми фонарями и полуоторванными бамперами, с фанерками вместо стекол. А люди после отхода очередного такого транспортного средства еще долго пребывают в облаке черного дыма. И вновь у жителей появилась возможность быть свидетелями настоящих гонок. Только теперь «соревнуются» не микроавтобусы, а большегрузы. Да еще и с риском для жизни. Сегодня редкий день в Казани обходится без ДТП с участием «красных». Об этом свидетельствует и статистика ГИБДД. В прошлом году, например, аварий с автобусами было 226. В них погибло 9 человек, а 228 получили травмы различной степени тяжести.
С нерадивыми водителями сотрудники ГИБДД борются регулярно. Но это, видимо, не приносит особого результата. Во время проведения профилактической операции «Автобус» рулевые «китайцев» немного усмиряются. И то только после штрафа. По наблюдениям инспекторов ДПС только за 1-2 дня акции они выписывают как минимум 700 протоколов в отношении водителей. Чаще всего перевозчики игнорируют правила проезда перекрестков и перевозки пассажиров, грешат выездами на полосу встречного движения и превышением скоростного режима. Редкий автобус выезжает на линию в идеальном техническом состоянии.
Внимание трезвых водителей «красных» тоже нередко вызывает сомнения. Минувшим летом водитель «Голден Драгона» маршрута №12 на улице Чуйкова, отъезжая от остановки, зажал дверью ногу пассажирки, которая пыталась зайти в автобус. Автобус протащил девушку несколько метров. Она получила сотрясение головного мозга и ушиб головы. Девушка находилась в шоковом состоянии и уехала с места происшествия, однако по приезде на работу она потеряла сознание. А сотрудникам ГИБДД пришлось потратить не один час, чтобы вычислить, какой именно водитель совершил подобное, так как он даже не заметил произошедшего.
Последний случай с участием «красного» произошел буквально накануне. Водитель автобуса, говоря языком официальным, не убедился в безопасности маневра и совершил наезд на 15-летнего подростка. Мальчик сломал пальцы ноги.
Сложившаяся ситуация, вероятно, все же достигла критической массы. В одном из интервью 116.ru начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов рассказал, что увеличение статистики травм, полученных в общественном транспорте, связано с более тщательной их фиксацией. Вместе с тем, он признал увеличение ДТП с участием «красных автобусов», причинами которых становятся нередко технические неисправности. «В 2009 году за технические неисправности в Казани привлечено 3210 водителей автобусов. По сравнению с 2004 годом это количество возросло в 4 раза. Каждый водитель неисправного автобуса был привлечен к ответственности», – пояснил полковник милиции. Кроме того, г-н Рамазанов отметил, что только силами ГИБДД положение не исправить, поэтому данная работа идет в тесном взаимодействии с инспекцией Госавтодорнадздора, миндортрансом и администрациями городов и районов РТ.
Фото: Фото с сайта Lenta.ru