Учебник «Основы исламской культуры» может стать настольной книгой для преподавателей курса духовно-нравственного воспитания, который должны ввести в школьную программу с начала следующего учебного года. Если, конечно, пособие одобрят чиновники.
На презентации новой книги в Духовном управлении мусульман РТ сообщили, что гриф «Одобрено Министерством образования» на издании пока не стоит. Значит, пока труд можно называть учебником только неофициально. Содержание книги и реакцию на выход издания в свет выяснил корреспондент 116.ru.
Эксперимент по духовному воспитанию школьников стартует в 19 регионах России в наступающем году. Но в Балтасинском районе Татарстана, например, он уже реализуется. Причем на протяжении последних 11 лет. Преподавание ведется с 1998 года в 23 школах района под руководством Джалила Фазлыева – автора учебника.
По его словам, желающих изучить нравственные основы ислама с каждым годом становится все больше. Вот только почти нет соответствующей учебно-методической литературы. Курс основывался на еще дореволюционных источниках, в которых, по мнению религиозных деятелей, не содержалась информация вероучительного характера. Сложившаяся ситуация и заставила главного казыя республики взяться за перо и написать пособие.
«Родители моих учеников просили написать книгу, – говорит автор учебника Джалил хазрат Фазлыев, – люди все больше проявляют интерес к религии. А пособия, в котором бы все доступно излагалось, нет. Большинство книг написано сложным языком. Тем более что при создании нужно учитывать атмосферу межрелигиозного сотрудничества и дружбы».
Судя по всему, задумка удалась. Как отметил на презентации заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов, среди изучающих этот предмет нет ни одного курящего. «Это ли не показатель того, какую пользу приносит духовно-нравственное воспитание?» – обратился к журналистам религиозный деятель.
Любопытно, что «Основы исламской культуры» изданы на русском языке. Переводом книги занимался Габдулла Гилязов. Как утверждают издатели, курс, посвященный основам поклонения, построен в виде увлекательных лекций. Это делает освоение материала легкодоступным для начинающих. «Каждый урок резюмирован и дает исчерпывающие ответы на многие вопросы», – говорится в аннотации.
Ректор Российского исламского университета Рафик хазрат Мухаметшин старания автора оценил высоко. По его мнению, руководство государства сделало правильный шаг, внедряя духовное образование в обязательную школьную программу: «Как бы много ни спорили, но свое слово президент России сказал. В 4-5 классах будут преподаваться религиозные основы. И это вне зависимости от того, какой из 6 предметов выберут. Ведь, к примеру, даже светская этика строится все же на религиозных столпах».
В «Основах исламской культуры» 42 урока и два раздела – «Основы ислама» и «Основные религиозные предписания». После каждого из них читателю предстоит ответить на вопросы и задания. В простоте изложения можно убедиться с самого начала. В первом же уроке, посвященном понятию «религия», она сравнивается с правилами дорожного движения.
Двигаясь в большом городе, не соблюдая правил, можно заблудиться или даже погибнуть, говорится в книге. Жизнь – тоже длинная дорога, по которой нужно идти, подчиняясь определенным нормам. Эти нормы и есть религия. Ее запрещение после октябрьской революции, по мнению автора, было подобно тому, что люди оставили посреди города полного машин, убрав при этом все знаки дорожного движения. Изучение религии, по мнению издателей, позволит найти решение многих социальных вопросов, кажущихся непреодолимыми.
«Решение государства ввести предмет с 4 класса мудрое. Именно с ранних лет, когда человек еще не испорчен негативным влиянием, ему надо прививать веру, какая бы она ни была. Только так можно решить множество проблем, в том числе и преступность», – сказал заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов.
Валиулла хазрат уверен, что введение предмета никак не отразится на межрелигиозных отношениях. Он привел в пример Белоруссию. Бывший муфтий этой республики Исмаил Александров рассказывал, что к ним в школу для татар приходил мулла, для русских – православный батюшка, для поляков – ксендз. Дети изучали сразу три религии, при этом воспитывалось уважение к вероисповеданию другого человека.
Часть экспертов на презентации, бегло ознакомившись с содержанием учебника, обнаружила в нем спорные утверждения. Касающиеся, в частности, жизни после смерти.
Представители духовенства согласились: наука и религия по-разному смотрят на мир. «Биологи никогда не признают божественного происхождения человека. Поэтому противоречия с дарвинизмом всегда останутся», – подытожил Валиулла хазрат Якупов.
Специальной экспертизы по признанию (или непризнанию) книги учебником пока не проводилось. Об этом честно заявили сами издатели. В пресс-службе министерства образования и науки РТ своё отношение к труду озвучить так и не смогли, сославшись на то, что нужных специалистов нет на месте.
Так что остается полагаться на время, по прошествии которого станет окончательно ясно, удалась ли задумка авторов и издателей.
Фото: Фото пресс-службы ДУМ РТ