Город Зиля Сунгатуллина, народная артистка России и Татарстана: «Я не люблю слово "звезда"»

Зиля Сунгатуллина, народная артистка России и Татарстана: «Я не люблю слово "звезда"»

На днях на сцене театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся бенефис народной артистки России и Татарстана Зили Сунгатуллиной «Жизнь, Судьба, Любовь...». Зиля Даяновна всю свою жизнь посвятила творчеству. В 1973 году она закончила казанскую консерваторию, и сразу начала работать солисткой в ТАГТОиБ имени М. Джалиля, где трудится по сей день. За многие годы работы в театре Зиля Сунгатуллина исполнила более тридцати главных партий в русском, западном классическом и национальном репертуаре.

Она неоднократно участвовала в оперных спектаклях и выступала с сольными концертами в городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Кроме сцены большую роль в жизни Зили Даяновны играет педагогическая деятельность. Она с 1983 года преподает в консерватории, которую заканчивала и сама. В 1998 году ей присвоено ученое звание профессора, с этого же года она заведует кафедрой вокального искусства.

Вы вырастили уже не одно поколение учеников, есть те, кем вы особенно гордитесь?

– Конечно. В Южной Корее – это Пак Текюн, в Мариинском театре – солист Максим Аксенов, в Чебоксарах – Галина Пуклакова и заслуженная артистка Чувашии Людмила Яковлева, в Екатеринбурге – ведущая солистка оперного театра Наталья Макеева, в НКЦ Казань – Гульшат Имамиева, в Вильнюсе работает лауреат международных конкурсов Лилия Губайдуллина. И так далее, перечислять можно долго. У меня много учеников, которыми я горжусь и радуюсь их успехам.

Можно еще во время обучения предугадать, кто из учеников станет звездой?

– Я не люблю слово «звезда». Потому что многие сейчас считают, что если вышли на сцену, то они уже звезды. Для того чтобы быть профессионалом, нужно очень много трудиться. К примеру, настоящими оперными певцами становятся минимум через 7 лет активной работы в оперном театре, спев не менее 5-6 ведущих партий. А перед этим еще 9-10 лет необходимо посвятить учебе.

Свой первый выход на сцену помните?

– Конечно, помню. Это была встреча под названием «Музыкальная гостиная» в Доме актеров. Там мы обкатывали все наши студенческие концертные номера. Кроме того на улице Баумана был клуб Габдуллы Тукая, куда мы с радостью бежали, чтобы исполнить только что написанные татарские произведения. В этом нам очень помогала доброжелательность публики: нам аплодировали, говорили хорошие слова, от которых крылья вырастали. Вот так мы начинали. Как сейчас помню: перед первым выходом на публику я чувствовала большое волнение. А когда вышла на сцену, увидела улыбающиеся лица, я ушла в музыку и успокоилась. В такие моменты уже становится не до волнения, просто исполняешь произведение. Со временем сцена для нас стала рабочим инструментом, как станок на фабрике для рабочего.

Есть любимые произведения, которые исполняете с особой радостью?

– Было бы неправильно подчеркнуть одно какое-то произведение. Чтобы достойно его исполнить, оно должно быть в этот момент самым любимым. В каждую песню нужно вложить всю свою любовь, все свое умение. Поэтому, я считаю, если человек исполняет какое-то произведение, значит, он его любит.

У вас есть совместные проекты с эстрадными певцами?

– В советские времена было очень много таких выездных концертов. Но, поскольку мы получили классическое образование, если даже поем современные песни, то исполняем их в классическом стиле. Обязательное условие – должен быть или камерный, или живой оркестр. Таких оркестров много создавалось и мы с ними исполняли татарские песни. Это были сборные концерты со всего Татарстана, мы с эстрадниками объединялись в единую канву, в результате получался своеобразный вечер песни.

Как за рубежом воспринимают произведения татарских авторов?

– Где бы я ни была, я всегда исполняю песни татарских авторов. В Англии я давала татарский концерт в двух отделениях. Что удивительно, в зале сидели одни англичане, ни одного татарина, и при этом они очень горячо, с любовью восприняли татарскую музыку. В такие моменты возникает необъяснимое состояние, чувство гордости, хочется даже татарстанский флаг там повесить, видя, как иностранцы воспринимают нашу музыку. И в Париже так же было: я исполняла Чайковского и Рахманинова, а затем взяла и спела Яхина. Это сразу вызвало живой интерес! Даже ноты просили оставить. Иностранцы всегда говорят: «Почему вы не пропагандируете в Европе татарскую музыку? Она достойная».

А как на родине относятся к классической музыке?

– Я думаю, со временем дешевые песни, клипы, которые с утра до ночи показывают по телевизору, останутся в прошлом. Конечно попса, если она талантливо написана, имеет право на существование, но она должна быть доведена до произведения искусства. Жаль только, что об этом у нас пока не думают: лишь бы выйти на сцену, мелькнуть, повилять частями тела и уйти. Я считаю, что этой проблемой должны заниматься государственные органы. Нужно создать национальную программу, которая не позволит допустить деградацию национального искусства. У нас есть, чем гордиться, и есть, что показать. Зачем петь бессмысленные песни, без мелодии, без национального лица, которые не доходят до сердец народа? Каждый молодой исполнитель должен знать, что он хочет выразить. Для этого у нас есть золотой фонд. Можно, к примеру, обработать в современной аранжировке произведения наших татарских композиторов: Яхина, Бакирова, Фасиля Ахметова.

Но ведь новое что-то нужно создавать.

– Да, нужно. Но я призываю композиторов создавать такую музыку, чтобы в ней преобладал непереводимый татарский «мон». Однако дело даже не столько в композиторах, а сколько в исполнителях. Они почему-то чаще выбирают более легкий путь – думают, что можно выбрать примитивную песню, спеть, чтобы в такт аплодировали, и считают, что имеют большой успех. Это большое заблуждение. Аплодисменты – это еще не успех. Надо записать себя, послушать и проанализировать, что ты собой представляешь, как звучит твой голос, какую смысловую нагрузку несет песня, что ты оставишь будущему поколению? Молодежь ведь все подхватывает, и это ведет к деградации татарского народа. В искусстве нельзя такое допускать.

Во время своего бенефиса вы презентовали три своих новых альбома, расскажите, как выих формировали?

– Первый альбом – это мое оперное творчество, а также камерная классическая программа. На втором диске татарская классика. Туда вошли татарские арии и романсы. На третий диск записаны песни татарских композиторов, туда попали и современные песни.

Некоторые сравнивают фестиваль «Созвездие-Йолдызлык» с фабрикой звезд.

– Это совершенно не корректное сравнение. Участники «Созвездия» никогда не поют под «плюс». Даже пятилетние малыши, которые выходят на большую сцену, никогда под запись не открывают рот. Это ведь искусство. Там есть еще и танцы, и конферанс. В мире нет аналогов этого фестиваля. Его можно назвать огромным молодежным движением, собравшим целую армию детей, которых объединяет музыка. Теперь даже из других стран хотят к нам присылать своих детей.

Есть у нас условия для дальнейшего развития талантов?

– Ну а как же?! В состав жюри входят известные люди – знатоки искусства. Среди них есть и хореографы, и театральные деятели, и вокалисты. Мы сообща слушаем и принимаем решение, ведь с детьми нельзя ошибаться. Из 70 тысяч детей все артистами никак не могут быть. Это просто будут очень хорошие, образованные люди, какую бы специальность они впоследствии для себя ни выбрали. Мы, глядя на способности ребят, определяем, кого на подготовительные курсы, кого в музыкальное училище, после которого они поступают к нам в консерваторию. Сейчас в консерватории учатся уже шесть человек, выросшие из «Созвездия», и мы рады, что они к нам попали. Они будут настоящими артистами.

На базе фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» планируется создание музыкального образовательного театра?

– Мы долго над этим вопросом бьемся. Эта образовательная школа очень нужна. Мы хотим, чтобы наши талантливые дети трудились на нашей земле. А для этого требуются условия. Президент Минтимер Шаймиев по достоинству оценил это желание, правда, я не знаю, насколько возможно воплотить задуманное в жизнь. Сейчас ведь очень плотный график: большое внимание уделяется спорту, идет подготовка к Универсиаде, и сделать всё и сразу сложно. Но со временем, я верю, что детям построят дворец «Созвездие», где они будут обучаться и творить.

Вы подписались в письме Нобелевскому комитету с предложением выдвинуть кандидатуру Минтимера Шаймиева на соискание премии. За что вы ему присудили бы эту премию?

– По этому поводу иногда начинаются споры. Нам даже говорили, какое вы имеете право выступать с подобной инициативой. Я думаю, что общественная организация имеет право выразить свое мнение. Мы не выдвигаем кандидатуру, не готовим документы, это уже дело правительства. Минтимер Шаймиев – великий политик, удивительный хозяин, я не знаю ни одного другого руководителя, который столько сделал для нашего региона.

Вы стали победительницей республиканского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина – культура и духовность». Что помогло вам состояться в этой жизни?

– Тут нет секретов. Моя жизнь состоит из обычных будней, просто надо все успевать. У меня задачи: с утра встать, придти в консерваторию, проработать полдня, затем заняться общественной работой, а вечером – концерт. Еще стараюсь ходить на концерты своих студентов, всем надо успеть уделить внимание. Важно при этом не показывать никому свою усталость. Это можно себе позволить только дома.

Никогда не стояли перед дилеммой: карьера или семья?

– Нельзя это отделять друг от друга. Конечно, карьера это сложная вещь. Важно, чтобы тебя дома понимали. Но при этом и дом забрасывать нельзя. Домашние хлопоты я не воспринимаю, как что-то сложное. Нас так воспитывали с детства. Домашним хозяйством я занимаюсь сама, без помощников. У меня никогда не было домработницы и до сих пор нет.

Известно, что творческие люди редко бывают увлечены только чем-то одним. Чем вы еще увлекаетесь кроме цветоводства?

– Я очень люблю выезжать на природу. Для меня это большая отдушина. Наверное, это связано с тем, что я выросла можно сказать в лесу – он начинался рядом с нашим домом. Поэтому природа – это неотъемлемая часть моей жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не полезный, но жестокий урок»: как «Салават Юлаев» сгорел «Ак Барсу» 1:5
Азамат Шавлуков
Внештатный корреспондент UFA1.RU
Рекомендуем
Объявления