Управление собственной безопасности МВД Татарстана сегодня, 16 декабря, с гордостью сообщило, что количество преступлений, совершенных милиционерами, в этом году значительно снизилось по сравнению с прошлым. В УСБ видят в этом и собственную заслугу, поскольку их работа как раз и направлена на пресечение незаконной деятельности сотрудников милиции. Но данные статистики пока говорят о том, что работу милиции в нашей стране общество оценивает «средне». А большинство россиян имело отрицательный опыт общения с работниками правоохранительных структур. Сегодня же начальник УСБ МВД по РТ Рустем Валиуллов рассказал журналистам об итогах завершающегося года и о том, чем занимается его подразделение.
По словам Рустема Валиуллова, всех людей, которые идут на службу в милицию, можно условно разделить на три категории.
«Например, есть группа людей, которая идет на службу ради самоутверждения или карьерного роста. В милиции этот процесс вполне реален и более быстр, чем во многих гражданских организациях, – рассказывает Рустем Валиуллов. – Во второй группе те, кого побуждают к этому занятию романтические настроения, ведь образ сыщика на Руси всегда был благородным и героическим. Третья группа людей идет работать в милицию по неопределенным мотивам. Вполне вероятно, что делается это из корыстных побуждений. Чтобы избежать попадания таких людей в органы внутренних дел, и создана служба внутренней безопасности».
Однако, как показывает практика, случайные люди в органы все же попадают. Только в этом году от граждан поступило более 400 обращений с жалобами на противоправные действия сотрудников внутренних дел. 21% от всех обращений связано с недовольством действиями криминальной милиции. Также граждане требуют разобраться в работе некоторых участковых милиционеров и следственных подразделений. Все факты были проверены, в результате подтвердились 192 нарушения.
Но отметили в УСБ и положительные результаты. К примеру, за 11 месяцев этого года от взяток на общую сумму 124 тысячи рублей отказались 12 милиционеров, восемь из них – работники ГИБДД. И как один из методов борьбы с коррупцией в МВД практикуется поощрение честных сотрудников. Милиционер получает премию в размере суммы предлагаемой взятки. И, несмотря на ограниченный бюджет, руководство МВД находит возможность поощрять своих сотрудников. Решение о премировании принимает лично министр Асгат Сафаров. Самую большую взятку милиционеру предлагали в размере 37 тысяч, однако все же есть лимит – 100 тысяч.
По мнению руководителя Казанского правозащитного центра Игоря Шолохова, эта мера, конечно, имеет положительный результат, но все же не панацея от взяточничества.
«Хотя бы идет попытка найти какие-то меры противодействия коррупции. Но в качестве «лекарства» от взяточничества это вряд ли подойдет. Потому что честных милиционеров из-за этого не прибавится. А то, что 12 человек отказались от получения взятки, – это капля в море», – говорит правозащитник.
Кстати, бич не только милиции, но и других ведомств России, коррупция далеко не единственная в списке распространенных «проступков». В одном ряду с мздоимством стоят превышения и злоупотребления должностными полномочиями и служебные подлоги. По данным того же УСБ, сотрудники милиции привлекались к уголовной ответственности за кражи, вымогательства, мошенничества и даже незаконный оборот наркотиков. Всего более 20 милиционеров стали фигурантами уголовных дел, и восемь из них уже были осуждены. По статистике в этом году на каждую тысячу сотрудников милиции пришлось 33 факта правонарушения.
«Однако стоит отметить, что эта цифра снизилась по сравнению с прошлым годом. Тогда было 38 нарушений. Так называемый коэффициент «пораженности» личного состава в этом году равен чуть более 1%. А в прошлом – более двух», – заметил начальник УСБ.
Рустем Валиуллов сразу же привел конкретный пример работы его подразделения, когда оперативное вмешательство помогло изобличить оборотней в погонах. Так, в конце прошлого года в УСБ поступила информация, что сотрудники уголовного розыска нижнекамского УВД «крышевали» службу по оказанию эскорт-услуг. Милиционеры обеспечивали прикрытие ночным бабочкам, чтобы на тех не составляли протоколы за занятие проституцией, и устраняли конкурентов фирмы. Все это, конечно, делалось за денежное вознаграждение.
«Они были задержаны и впоследствии на суде получили достаточно суровое наказание», – отметил начальник УСБ. Суровым наказанием для милиционеров тогда стали два с половиной года лишения свободы одному фигуранту дела, и два года условно – второму обвиняемому.
«Мне, например, немного непонятно, когда милиционеры, совершившие опасное для общества деяние, получают в суде условные сроки. У нас был такой прецедент, и мы обжаловали решение суда. Аргументировали это тем, что пора бы милиционеров призывать к порядку. Чтобы у них хотя бы страх был получить реальное наказание за преступление. А к нарушениям со стороны сотрудников милиции приводит слишком мягкое их наказание, – говорит Игорь Шолохов в интервью 116.ru. – Также мы подключились к судебному процессу, который проходит в Заинске, где начальник угрозыска обвиняется в избиении молодого человека. Там следователи даже не стали обращаться в УСБ МВД для оперативного сопровождения, потому что дело может быть загублено. Ведь, с точки зрения следователей, обращаться в то ведомство, фактически против которого ведется следствие, нецелесообразно».
Но деятельность управления внутренней безопасности не сводится к карательным мерам. К примеру, УСБ защищает своих сотрудников, когда на них оказывается давление со стороны преступников, в отношении которых ведутся разбирательства. И напоследок сотрудники УСБ в шутку сами себе пожелали отсутствия показателей.