Серьезные нарушения в ряде вузов Казани и Набережных Челнов обнаружила прокуратура совместно с минобрнауки РТ. Выяснилось, что некоторые вузы набирали студентов с низкими баллами ЕГЭ, а кое-где даже с аттестатом за 9 класс. В государственных же вузах не все специальности аккредитованы и дают право на получение диплома гособразца.
Как рассказала 116.ru старший помощник прокурора Казани Людмила Морская, в этом году проверке подверглись в основном негосударственные вузы. Причина понятна – уровень преподавания и качество их образования вызывали сомнения. Оказалось, не зря. Грубые нарушения федерального закона об образовании обнаружились в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. Обучение велось не по федеральным стандартам, и соответственно учили там кое-как. В вузе мало штатных преподавателей, в основном приглашенные «почасовики».
В филиале Российского государственного университета туризма и сервиса учебные ведомости не были закрыты, не проставлялась дата сдачи экзаменов, не были зафиксированы результаты текущей аттестации студентов. Последние допускались к сдаче сессии при наличии академической задолженности за прошлые семестры. Интересно, чему обучали преподаватели, если у них элементарно не было календарных и индивидуальных планов работы?
«Несоблюдение федеральных стандартов дает низкое качество образования, – говорит Людмила Морская. – По этим двум вузам стоит вопрос о приостановлении лицензии на ведение образовательной деятельности в случае, если они не устранят нарушения».
Любопытные факты вскрылись в казанском филиале Московского социально-гуманитарного института. Здесь велось обучение по неаккредитованным специальностям: психологии, экономике, педагогике, финансам и кредиту, менеджменту. В частном образовательном учреждении «Академия социального образования» на базе КСЮИ студентов принимали в вуз, несмотря на низкие баллы по ЕГЭ (что также запрещено законом).
Настоящий бизнес на студентах процветал в казанском филиале Нижегородского лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Студенты обязаны были платить за пересдачу зачетов и экзаменов. Речь идет о суммах от 5 до 8 тысяч рублей. Деньги взимались незаконно в течение трех последних лет. После проверки вуз заверил прокуратуру, что уплаченные суммы студентам зачтут при оплате обучения за следующий год.
Нарушения нашли и в государственных вузах. Со студентами-платниками в энергоуниверситете заключались договоры о регулярных ежегодных «пожертвованиях» в пользу учебного заведения в размере 7 тысяч рублей.
Мало кто из студентов открыто признается в поборах, как правило, все жалобы анонимны, в вузе ничего не докажешь, говорят в прокуратуре.
Кроме того, выяснилось, что в энергоуниверситете ведется обучение по восьми неаккредитованным специальностям.
«Студент, скорее всего, даже не знает, что его специальность не аккредитована. Этот факт становится известен ему ближе к окончанию вуза. И студенту приходится на старших курсах переводиться на другие специальности, чтобы получить диплом государственного образца. Например, с математики на физику», – говорит Людмила Морская.
Кстати, законом это не запрещено: вуз в течение пяти лет с начала деятельности должен пройти аккредитацию.
Ну а пока ректору энергоуниверситета было объявлено предостережение. В самом вузе сегодня корреспонденту 116.ru получить объяснения не удалось. В прокуратуре говорят, что уже после прохождения проверки вуз все же доказал наличие аккредитации по семи специальностям. Это, впрочем, не освобождает от ответственности за непредставление информации надзорному органу вовремя.
Прокомментировать ситуацию согласились в Казанском государственном университете культуры и искусств (в вузе прокуратура обнаружила 10 неаккредитованных специальностей).
По словам начальника учебного отдела Татьяны Мантониной, 10 специальностей, которые вызвали нарекания со стороны прокуратуры, новые. В этом году по трем из них ожидаются первые ласточки: специалисты по декоративно-прикладному искусству, искусствоведению и прикладной информатике в дизайне будут выпускаться в вузе впервые. По закону же аккредитовать специальность вуз может только тогда, когда студенты окончат обучение.
«После того как студенты заканчивают обучение, мы собираем документы и отправляем их в Росаккредагентство, – говорит начальник учебного отдела КГУКИ. – Затем коллегия будет принимать решение об аккредитации специальности».
Сами студенты, как уверяет Татьяна Николаевна, в курсе того, что не получат диплом государственного образца сразу после окончания вуза.
«Но прокуратура не обнаружила письменных расписок об этом, – продолжает она. – В заявление этого года мы внесли строчку о том, что они осведомлены. Сейчас мы собрали со студентов письменные расписки, так что они в курсе происходящего. В том случае, если нам будет отказано в аккредитации, по закону студенты имеют право пройти государственную аттестацию в другом вузе, имеющем аккредитацию на эту специальность, и получить диплом гособразца».
Еще более любопытные результаты показала проверка в Набережных Челнах.
Как сообщила корреспонденту 116.ru старший помощник прокурора города Елена Пыпина, в двух филиалах московских вузов – Современной гуманитарной академии и Московского государственного университета культуры и искусств – принимали студентов с аттестатами за 9 (!) класс.
В филиале КГТУ им. Туполева обучали специальности «управление персоналом» при отсутствии лицензии на право преподавания. Теперь студентов перевели на другие специальности, а руководителю учебного заведения грозит штраф. «Еще у одного филиала московского вуза – Международного института экономики и права – отсутствовала документация, разрешающая осуществление образовательного процесса, а также не было согласия исполкома Набережных Челнов на деятельность в городе, – говорит Елена Пыпина. – Тем не менее там дистанционно велось обучение. По данному факту направлено предписание прекратить образовательную деятельность».
Вот и получается, что спрос рождает предложение. Люди, получившие низкие баллы при сдаче госэкзамена, находят место, где их с радостью возьмут. За дополнительную плату, разумеется. Но что в итоге?
«Они потом поймут, что им не хватает этих знаний, а государство, к сожалению, получит некачественных специалистов», – печально констатирует Людмила Морская.