RU116
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Казани

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

4 м/c,

с-в.

752мм 22%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Город Домострой Подайте на чистую воду!

Подайте на чистую воду!

Программа «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан на 2009–2015 годы», похоже, оказалась в тупике. До сих пор не ясно, каким именно образом будут...

Программа «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан на 2009–2015 годы», похоже, оказалась в тупике. До сих пор не ясно, каким именно образом будут финансироваться благие намерения местных чиновников. Поиски «внебюджетных инвесторов», готовых вложиться в государственную программу, пока серьёзным успехом не увенчались.

Большую свинью республике подложил кризис. Из-за сокращения поступлений доходов в бюджеты всех уровней в 2009 году средства на капитальные вложения на строительство и реконструкцию соответствующих объектов бюджетом Республики Татарстан также не были предусмотрены.

И хотя авторы программы оптимистично заверяют, что на фоне России в целом татарстанское коммунальное хозяйство выглядит не так уж плохо, тенденции таковы, что без существенных вложений в отрасль мы будем, во-первых, по-прежнему терять колоссальные деньги из-за утечек воды и тепла, а, во-вторых, травить окружающую среду отходами своей жизнедеятельности.

Теряем, братцы, теряем...

Средний износ сетей в Татарстане составляет около 50 процентов. Аварийность, которая измеряется в количестве аварий на километр сетей в год, составляет 1,2-1,5 аварий/км в водоснабжении, 1,5-2,0 аварий/км в водоотведении и 0,5-0,8 аварий/км сетей в год в теплоснабжении. Эти показатели в несколько раз превышают допустимое значение.

По нормативу в год должно меняться до пяти процентов труб от общей протяженности сетей. Реально же в водоснабжении сейчас ежегодно заменяется в два – два с половиной раза меньше труб, в водоотведении – в пять – четыре с половиной раза меньше. И только в теплоснабжении эти показатели можно назвать приближенными к идеалу, да и то относительно. В этой сфере ежегодно меняется три – три с половиной процента сетей. В небольших поселках и деревушках республики, куда централизованные водоснабжение и канализация все-таки добрались, эти показатели, понятное дело, еще ниже.

Кстати, официальная статистика довольно лукава в отношении количества учитываемых аварий. Она фиксирует полное или частичное отключение жилых домов от систем коммунального обслуживания только если оно, это самое отключение, длилось не менее восьми часов.

То есть учитываются только крупные аварии, составляющие, согласно уже более щепетильным исследованиям, максимум десятую часть от общего количества нарушений в работе коммунальных систем. Хотя, понятное дело, для эффективной оценки надежности системы требуется учитывать не только серьезные ЧП, а вообще все без исключения сбои и нарушения в работе инженерных систем.

Так вот, подсчитано, что потери воды вследствие утечек в сетях в Татарстане до двух с половиной раз превышают допустимый уровень. А при транспортировке тепла теряется до одной пятой его части – при том что предельно допустимое рациональное значение составляет 12 процентов. Корень зла найти довольно легко. Всему виной износ труб и их недостаточная теплоизоляция.

...и гадим

Качество очистки сточных вод – еще одна серьёзная проблема, которую могла бы решить программа. Уровень очистки канализации везде разный и составляет, по данным министерства экологии и природных ресурсов РТ, от 40 до 90 процентов. Так что стоки, поступающие в водоёмы Татарстана, можно отнести лишь к категории недостаточно очищенных. И то – это еще в лучшем случае.

Например, в Столичном экономическом районе Республики Татарстан только 14,7 процента сбрасываемых вод являются так называемыми «нормативно чистыми». Это стоки Казанской ТЭЦ-1. А вот целых 79,5 процента вод являются недостаточно очищенными. И, наконец, 5,7 процента канализации сбрасываются в открытые водоемы вообще без какой-либо очистки!

При этом в ряде поселений сточная жидкость вообще не вывозится, а сливается прямо на грунт – что самым грубым образом попирает нормы экологической безопасности.

Кстати, по словам министра экологии и природных ресурсов РТ Агляма Садретдинова, разработчикам программы «были переданы соответствующие предложения и перечни муниципальных образований, в которых остро ощущается необеспеченность канализационными сетями».

Впрочем, защитники природы могут бить тревогу и дальше – ничего не изменится. Чтобы кардинально переломить ситуацию, нужны деньги. Которых в бюджете нет.

Даже там, где какие-никакие очистные сооружения имеются, не решается проблема утилизации активного ила и образуемого осадка – это порядка 63 тысяч тонн отходов в год. Отсутствие оборудования по обезвоживанию осадка пока не позволяет существенно сократить ни площади иловых «полей», ни сроки осушения осадка. Хотя будь такое оборудование внедрено, затраты на транспортировку осадка могли бы быть снижены в два – два с половиной раза. Или даже исключены вовсе.

Потому что денег нет

Разработчиками программы подсчитано: при сохранении масштабов замены сетей ниже нормативной потребности (а сейчас она в 1,25 раза ниже по теплосетям, в 2 раза – по водопроводным сетям и в 3 раза – по канализационным сетям) аварийность к 2015 году может вырасти до 4 аварий на километр сетей в год.

Разработчики оценивают инвестиционные потребности в замене сетей водопроводно-канализационных и тепловых сетей в 61 миллиард рублей. При этом на теплоснабжение предполагается направить 8,6 млрд, на водоснабжение – 31 млрд рублей, на водоотведение – 21,4 миллиарда рублей. Этот вариант сценария они называют «реалистическим», не отрицая при этом двух других вариантов – «оптимистического» и «пессимистического».

На воплощение в жизнь оптимистического сценария потребуются 80,9 млрд рублей инвестиций. Впрочем, жизнь пока подкидывает нам не слишком много поводов для оптимизма.

А вот по самому пессимистическому сценарию на «реставрацию» сетей удастся выделить всего лишь 35,1 млрд рублей. Кстати, в качестве одного из существенных рисков, которые могут повлиять на реализацию программы, разработчики указывают «сокращение доли бюджетных средств, направляемых в коммунальную сферу». Что, собственно, и произошло уже в 2009 году.

Впрочем, по мнению ведущего советника отдела топливно-энергетического комплекса и водопроводно-канализационного хозяйства минстроя РТ Ирины Васиной, полностью «пролётным» считать уходящий год преждевременно. «У местных муниципалитетов есть свои программы реформирования водопроводно-канализационного хозяйства. В начале ноября должна состояться коллегия министерства, после которой станет ясно, насколько муниципалитеты выполнили свою часть работы», – поясняет собеседница.

Впрочем, вряд ли средства, выделенные на программу муниципалитетами – да и то, наверняка, далеко не всеми из них – можно считать решающими. Найдутся ли частные инвесторы, готовые тянуть лямку за двоих, вопрос пока тоже открытый. А вот у рядовых татарстанцев, похоже, не будет иного выбора, кроме как участвовать в программе.

Разработчики документа, в частности, предостерегают исполнителей от сдерживания «роста тарифов по популистским соображениям» – потому как это может сдержать развитие нужных отраслей. Да и какими бы ни были соображения, повышения цен на услуги ЖКХ избежать все равно не удастся. Вот только при таком раскладе вложения в отрасль самих жильцов едва ли можно признать «надежно защищенными» и «гарантирующими желаемый эффект».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем