Город Андрей Калайда, начальник управления информационно-аналитической деятельности министерства экологии и природных ресурсов РТ: «Самосыровскую свалку ждет интересная судьба»

Андрей Калайда, начальник управления информационно-аналитической деятельности министерства экологии и природных ресурсов РТ: «Самосыровскую свалку ждет интересная судьба»

22 сентября во всем мире отмечался День без автомобиля – день, когда автолюбители ставят своих «железных коней» в гараж, пересаживаются на общественный транспорт или вовсе ходят пешком. Таким образом происходит напоминание общественности о проблемах, которые несет с собой привычное благо цивилизации – автомобиль. О том, что может сделать каждый человек для уменьшения вреда, наносимого окружающей среде, чем мы дышим, что творится с Казанкой, какую пользу может принести Самосыровская свалка, корреспонденту 116.ru рассказал человек, который большую часть своей жизни посвятил экологии – экс-руководитель Департамента охраны окружающей среды, а ныне начальник управления информационно-аналитической деятельности минэкологии республики Андрей Калайда.

– Андрей Эдуардович, какую «лепту» вносят автомобили в загрязнение окружающей среды?

– Действительно, проблема с автомобильным транспортом сегодня стоит очень остро. Общее количество автомобилей в Татарстане на сегодняшний день – порядка 900 тысяч. Это очень много. За один год при среднем пробеге в 15 тысяч километров автомобиль сжигает около двух тонн бензина, при этом используется 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода, в атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, и 200-300 кг продуктов сжигания углеводородов, самый опасный из которых бензопирен – канцероген высокого класса токсичности. Статистика свидетельствует о том, что в нашей республике 60% от общего объема выбросов загрязняющих веществ – это результат работы автомобильного транспорта. Такая же ситуация, если не сложнее, и в странах Запада. В связи с этим в конце прошлого века во Франции зародилось движение, и был обозначен Всемирный день без автомобиля.

– Но ведь одной только акцией проблему не решить...

– Естественно, день без автомобиля – это лишь капля в море. Роль государственных и муниципальных органов в этом смысле гораздо весомее. Мы в последние годы завязали хорошие отношения с администрацией города Казани и предложили разработать ряд мероприятий, которые уменьшат негативное воздействие автотранспорта. Надо сказать, мы нашли понимание со стороны местных властей. Причем это выражается не в принятии каких-то программ или деклараций, а в конкретных практических мероприятиях. Первое, что было сделано – замена общественного транспорта: с улиц города сегодня полностью убраны «пазики» и «газели» с большим сроком эксплуатации и соответствующим качеством выхлопов. Их заменили автобусами с двигателями, соответствующими стандартам Евро-3.

Кстати, во время операции «Чистый воздух» мы проводили проверку и пришли к заключению, что эти машины соответствуют заявленному качеству. Конечно, надо иметь в виду, что время идет, техника эксплуатируется очень интенсивно, и со временем уровень соответствия будет снижаться. Городским властям нужно позаботиться о том, чтобы своевременно были приобретены необходимые запасные части.

Еще одно мероприятие – реконструкция инфраструктуры городских дорог. Главная задача, которая стоит перед властями – уйти от пробок. В этом плане тоже предпринимаются практические шаги.

Казанским автомобилистам, наверное, известно, что на заправках города появились наклейки с надписью «евро-бензин» или «эко-бензин». Это бензин высокого качества, который используется в Западной Европе и Америке. Его использование дает значительное снижение выбросов в атмосферу.

– Что может сделать каждый автомобилист, чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде?

– Конечно, каждый автомобилист может внести свою лепту. Во-первых, можно исключить малоэффективные поездки, чтобы эксплуатация и личного, и служебного транспорта велась по необходимости. Зачастую у нас автолюбители и в магазин, расположенный в 5-10 минутах ходьбы, ездят на машине. Второй момент – переходить на экологические виды топлива – заправляться «эко-бензином» либо по возможности переходить на сжиженный газ. Пока в нашей республике на газу ездят не так много автомобилей. Причина кроется в стоимости газового оборудования – к сожалению, затраты на него могут и не компенсироваться низкой стоимостью топлива.

В связи с этим мы разработали два законопроекта, которые будут стимулировать владельцев автомобилей переводить свой транспорт на сжиженный газ: «О внесении изменений в закон о налоге на юридических лиц», «Внесение изменений в закон о транспортном налоге». Цель этих законов – хотя бы частично снизить налоговое бремя для тех, кто обращается к природному компилированному газу. То есть те, кто будет ездить на газу, сэкономят на налогах. Сейчас эти законопроекты находятся на стадии согласования. Думаю, к концу года их внесут на рассмотрение в Госсовет Республики Татарстан.

– А каким топливом вы заправляете свой личный автомобиль?

– Я отдаю предпочтение 95-му бензину. Хотя есть возможность перейти на 92-й. Я исхожу из того, что это топливо более чистое и экологически безопасное. Я заправляюсь исключительно на заправках, где реализуется бензин Евро-4.

– В последнее время Казань активно развивается, в город привлекаются инвестиции, а в охрану окружающей среды вложения есть?

– Безусловно. В прошлом году администрация города, используя средства инвесторов, приобрела мусороперегрузочную станцию объемом переработки отходов 200 тысяч тонн в год. Это около половины общего объема отходов, которые образуются в Казани. При выборе оборудования нас привлекали в качестве экспертов. Мы были не просто в курсе дела, а соучастниками этого процесса. Выбор остановили на очень хорошем оборудовании испанского производства. Станция уже введена в строй, она отработала уже около года. Несмотря на кризис, в планах администрации города строительство второй такой же станции мощностью 250 тысяч тонн. Это полностью покроет потребности Казани. Для захоронения отходов строятся два полигона, предназначенные для складирования спрессованных брикетов.

– А что с Самосырово?

– Самосырово тоже ждет интересная судьба. Свалкой заинтересовались две фирмы – немецкая и чешская, – которые претендуют на нее на конкурентной основе. Они хотят добывать там метан. Это западно-европейские технологии, отработанные на полигонах: на них бурят скважины, монтируют сборную сеть и получают метан. Там ставится тепловая электростанция небольшой мощности, обеспечивающая близлежащие микрорайоны теплом, которое образуется от сжигания метана. Плюс к этому вырабатывают электроэнергию. Инвесторы хотят взять в аренду самосыровскую свалку и зарабатывать на ней деньги. Практика показывает, что полигоны такого объема дают возможность эксплуатации порядка 10-12 лет.

– Какие проблемы для Казани стоят наиболее остро?

– В первую очередь, это городская ливневая канализация. По факту она есть, но конечный элемент этой системы – очистные сооружения – отсутствует.

В Казани стоят шесть насосных станций, которые перекачивают в Казанку и в Куйбышевское водохранилище все ливневые стоки, которые собираются в городе. Они сливаются в водоем без очистки. Поэтому первостепенная проблема – строительство станций очистки на каждой из этих КНС. Этот вопрос ставится нами перед федеральными органами в рамках реконструкции системы инженерной защиты города Казани. Мы рассчитываем на выделение финансовых средств.

Еще одна острая проблема – поля фильтрации очистных сооружений. Дело в том, что на них накоплен значительный объем осадков сточных вод. Надо отметить, МУП «Водоканал» Казани занимается этой проблемой. Они приобрели импортную установку по обезвоживанию осадков. Сегодня поступление сырого осадка на иловые поля полностью прекращено, но опять-таки возникает следующий вопрос: что делать с этим обезвоженным осадком.

Другая проблема – снежные свалки. Это источник загрязнения поверхностных водных объектов: все, что накапливается за зиму (в первую очередь нефтепродукты), попадает в ту же Казанку и Куйбышевское водохранилище. Чтобы решить эту проблему, в Казани построили первую снегоплавильную станцию. Но она не может полностью удовлетворить нужды города. Станция способна принять только четверть снега, образующегося в Казани. Вторую такую станцию должны были ввести в текущем году, однако из-за кризиса это перенеслось на 2010 год.

– В каком состоянии находится Казанка?

– Как ни парадоксально звучит, Казанка в черте города сегодня чище, чем в верхнем течении. Это происходит из-за того, что в верхнем течении она собирает поверхностные стоки сельхозугодий, в том числе удобрения, ядохимикаты, пестициды и так далее. Но при подходе к Казани есть Голубые озера. Как показали исследования, проведенные институтом проблем экологии и недропользования, эти озера очищают Казанку, разбавляют воду и обезвреживают ее.

– Засыпка Казанки из-за строительства объектов Универсиады вызвала в Казани возмущение и многочисленные споры. На ваш взгляд, как эти работы скажутся на водоеме?

– Институт проблем экологии и недропользования также занимался изучением этого вопроса. В итоге выяснилось, что пойменный участок реки, который идет под засыпку, является застойной частью залива Куйбышевского водохранилища. Гидрохимические исследования выявили, что в застойных зонах накапливается большая масса мергелей, которые являются источником мощнейшего вторичного загрязнения водоема. В любом случае, была бы Универсиада или нет, велась бы засыпка этого участка или нет – там накапливались проблемы, которые со временем все равно пришлось бы решать. И пришлось бы это делать чисто техническим путем, потому что других вариантов нет. Строительство объектов Универсиады никакого негативного влияния на Казанку не оказало.

– Какие районы Казани самые благополучные с точки зрения экологии?

– Нужно смотреть на наличие в районах мощных производственных объектов, у которых большие выбросы и сбросы в окружающую среду. Таким является, в первую очередь, Оргсинтез, значит, под его влияние попадает часть Московского района, прилегающая к этому предприятию. Еще один объект – Пороховой завод, располагающийся в Кировском районе. С точки зрения состояния окружающей среды хорошими для проживания я бы назвал Советский район (Азино), Приволжский (Горки, Горки-2), Ново-Савиновский и Авиастроительный район. Вахитовский район пока перегружен транспортом.

– Жителей Вахитовского района еще беспокоят запахи с «Нэфис Косметикс».

– «Нэфис Косметикс» вызывает беспокойство не столько с точки зрения объемов и уровня токсичности выбросов, сколько из-за запахов. Это акролеин – одно из веществ, которое обеспечивает существование производства синтетических моющих средств. Когда его завозят на предприятие, при разгрузке иногда бывает утечка, в результате чего жители Вахитовского района ощущают специфический запах. Конечно, у этих выбросов есть определенная токсичность, но они не сравнимы с выбросами Оргсинтеза и Порохового завода. Руководство предприятия обязалось купить оборудование, которое обеспечит абсолютную герметичность при разгрузке и хранении этого сырья. Нашим министерством выдано предписание, срок исполнения пока не истек.

– «Мусорная война» в Казани завершилась?

– Эта «война» дала положительные результаты, но говорить о ее завершении пока рано. К примеру, на прошлой неделе руководство нашего министерства дало указание центральному территориальному управлению ликвидировать определенные свалки. В основном речь идет о поселках, располагающихся на окраинах, которые входят в состав Казани. В самом городе система налажена. Очень хорошо сработала организация «Чистый город», которая взяла на себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в Казани. Очень многое зависит и от отношения к этой проблеме руководства муниципального образования.

– Сегодня в республике действует немало общественных организаций. Как вы думаете, они занимаются реальными делами или существуют номинально?

– В нашей республике появились молодые активные общественные объединения, например, «Зеленая планета», «Муравьи», «Зеленый патруль», «Служба охраны природы КГУ», «Совет детских организаций РТ». Они не ждут, когда кто-то к ним придет и скажет, что делать. Они сами выходят с инициативой провести какую-то акцию, организовать обучающие курсы, организовать другие мероприятия. У этих организаций активная жизненная позиция, что очень радует. Особо среди них выделяется «Центр экологической политики и культуры». Эта организация вышла на принципиально новый уровень: она активно взаимодействует как с государственными органами, так и с общественностью. На сегодняшний день я бы оценил работу общественных организаций положительно.

– Сколько лет своей жизни вы посвятили экологии?

– Наверное, всю свою жизнь. По образованию я ихтиолог, закончил кафедру позвоночных биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета. Первые 3,5 года я проработал в татарском отделении государственного научно-исследовательского института озерного, речного и рыбного хозяйства. Затем в кабинете министров 11 лет, где курировал вопросы рыбного хозяйства. После перешел в министерство экологии, где работаю по сей день.

– Как правило, профессия накладывает отпечаток на характер человека. Как в вашей жизни отражается то, что вы эколог?

– Дочь мне говорит: «Папа, с тобой очень сложно жить! Ты постоянно одергиваешь за то, что фантик бросила, травку примяла и тому подобное». Причем я за собой этого не замечаю. Видимо, профессия на подсознательном уровне выработала у меня особые требования к себе и окружающим людям. Экология – это молодая наука. В ней себя могут найти как технари, так и биологи. Первые могут решать проблемы, связанные с отходами производства и потребления или, к примеру, охраной атмосферного воздуха – там без технических знаний не обойтись. Вторые – заниматься биологическим разнообразием. Я, как ихтиолог и большой любитель природы, свою нишу нашел.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем