Приставам «развязали» руки – вступила в силу новая редакция закона «О судебных приставах», которая значительно расширила полномочия работников этой системы. Теперь они имеют право проверять документы граждан, досматривать их личные вещи и не пускать в здания судов. Укрыться от «взыскателей долгов» с принятием нового закона будет сложнее: они могут входить практически куда угодно, если есть предположение, что там находится человек, не явившийся в суд или на дознание.
Новые нормы в Татарстане в управлении Федеральной службы судебных приставов сейчас внимательно изучают.
«Изменения касаются двух категорий судебных приставов: приставов-исполнителей и приставов по охране суда, – пояснили корреспонденту 116.ru в пресс-службе управления федеральной службы судебных приставов по РТ. – В частности, приставам по охране судов теперь разрешено обеспечивать безопасность участников судебного процесса не только в зале суда, но и вне его. Также они получили право входить на территорию различных помещений и принудительно приводить в суд лица, уклоняющиеся от явки. А судебные приставы-исполнители теперь имеют право удостоверить личность».
К примеру, пристав стучит в дверь к должнику. А тот может назваться другим именем. Теперь пристав имеет право потребовать у него паспорт и удостовериться, что он именно тот, за кого себя выдает. А в случае отказа – отправить вызывающего подозрения человека в отдел милиции для выяснения личности. Кроме того, обе категории приставов получили право обращаться за помощью к сотрудникам силовых ведомств, а также ГО И ЧС. Запрашивать данные у различных ведомств и получать справки бесплатно.
Раньше правом проверять документы у граждан обладали только сотрудники милиции. Теперь же пристав может спросить у человека паспорт при входе в здание суда или службы судебных приставов, а «также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки». Эту формулировку можно трактовать так, что любого прохожего могут остановить для проверки документов только потому, что он внешне похож на разыскиваемого должника.
«Это слишком широкая трактовка, – считает начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. – Скорее всего, речь идет о ситуациях, когда приставы, не застав уклоняющихся граждан дома, дожидаются их возвращения. А те, завидев нежданных гостей, пытаются увильнуть. С новыми полномочиями приставы смогут проверить удостоверение личности, если человек говорит, что они ошиблись и это не он».
Судебным приставам в Российской Федерации расширяют полномочия не впервые. Однако, по утверждению самих работников системы, случаи, когда приходится идти на крайние меры, единичны.
«Расширившиеся полномочия – дополнительная ответственность, которая возлагается на систему судебных приставов, так как возможны их превышения, – считает Андрей Сучков. – Прежде чем принимать все полномочия, необходимо навести порядок с кадрами. У нас есть случаи обращения граждан с жалобами на службу судебных приставов. Но они, наоборот, связаны с их бездействием и неисполнением судебных решений».