Нижнекамский межрайонный следственный отдел СУ СК при прокуратуре РФ проводит проверку по факту продажи 22-летней женщиной собственной дочери за 100 тысяч рублей. В роли покупателя выступила бабушка, которая согласна сама воспитывать внучку. Уголовное дело возбуждать следственные органы пока не спешат. Пока нерадивой мамаше грозит лишь лишение прав.
Эта дикая история произошла в конце июня. В нижекамский отдел по делам несовершеннолетних обратилась женщина. Она просила лишить ее дочь Люсю (имена изменены по этическим соображениям – прим. авт.) родительских прав за ненадлежащее воспитание 10-месячной дочки. Оформить опеку женщина была готова на себя. В разговоре женщина призналась, что бесплатно отдавать ребенка бабушке 22-летняя мать не желала и попросила заплатить ей... 100 тысяч рублей.
Как рассказали 116.ru в отделе ПДН, на учете семья Звягиных у них не стояла. Известно, что молодая женщина и ее 25-летний гражданский муж имеют судимости. Более того, по сведениям следователей, девушка подрабатывала «ночной бабочкой».
В сентябре у пары родились двойняшки – мальчик и девочка. Детишки были недоношенными – шестимесячными, через некоторое время мальчик умер, а маленькая Сонечка нуждалась в постоянном уходе. Первое время молодая семья жила с родителями Люси. Теща пыталась устроить зятя на постоянную работу, однако работать он категорически не желал. Бабушка перестала снабжать нерадивых родителей деньгами и сосредоточилась на Соне. А молодые стали все чаще пропадать.
«Отдай мне дочку, – просила бабушка. – Ребенок некормленный, забытый».
Однако оформить опекунство дочь не захотела.
«А давай я тебе ее продам. За 100 тысяч, и делай с ней что хочешь», – огорошила Люся мать.
Вместе с инспекторами ПДН бабушка подготовилась к «спецоперации».
Сначала она сделала контрольный звонок.
«Ты понимаешь, что ты мне предлагаешь? Ты действительно хочешь продать мне ребенка? А если я ее на органы продам?» – спросила женщина
«Мне нужны деньги», – только и был ответ.
Опасаясь за жизнь ребенка (к тому времени бабушка не видела ее больше двух дней), инспекторы собрали 50 тысяч рублей, все купюры пометили. Бабушка принесла еще 38 тысяч. «Контрольную закупку» было решено произвести в тот же день, 29 июня.
«Оставшуюся часть должны были привезти чуть позже, – вспоминает инспектор отдела ПДН УВД Нижнекамска Зиля Шайбакова. – Мамаша стояла и спокойно ждала денег. И даже когда все открылось, спокойно заявила, что деньги были ей нужны на то, чтобы расплатиться по кредитам».
Сейчас инспекторы готовят документы для лишения Люси Звягиной родительских прав. По данному факту Нижнекамским межрайонным следственным отделом проводится 10-дневная проверка. Следователи думают – стоит ли возбуждать уголовное дело.
«У меня есть сомнения, что в данном случае будет возбуждено уголовное дело, – сообщил корреспонденту 116.ru руководитель Нижнекамского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РТФанис Юсупов. – Ведь она отдала ребенка не третьему лицу, а собственной матери. Бабушка вроде как выкупила опекунские права на ребенка».
В мае прошлого года мировые СМИ писали о молодой паре из Германии, которая пыталась продать на интернет-аукционе eBay своего восьмимесячного ребенка. Начальная цена лота составляла 1 евро. Родителей тут же арестовали, а потом направили к психиатру. Родительница на допросе призналась, что разместила объявление в шутку – посмотреть, кто откликнется. Впоследствии состоялся суд. К счастью для «шутников», он принял решение вернуть ребенка.
В общем получается, что эпопея с передачей меченных денег – недостаточное доказательство факта купли-продажи ребенка.
«В прокуратуре нам говорят, что купля-продажа должна подразумевать умысел: то есть продать ребенка для чего-либо, – говорит Зиля Шайбакова. – А тут девочку передали бабушке на воспитание. То есть умысла нет».
«Что означают слова «выкупила права на опеку»? Это должны решать органы опеки, – говорит начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. – Где гарантия, что потом она не отберет ребенка, чтобы перепродать его подороже?»
По словам г-на Сучкова, продажа людей признается недопустимой как Конституцией РФ, так и Европейской конвенцией по правам человека и должна преследоваться по закону. Иначе же принятое решение может рассматриваться как прецедент, развязывающий руки нерадивым матерям, предоставляющий возможность пополнения своего бюджета для приобретения спиртного, наркотиков и так далее.
Так как сам ребенок заявителем являться не может, то его интересы от имени государства должны представлять органы опеки и прокуратура, поясняет правозащитник. Действия мамаши подпадают под статью ч 2 ст. 127 УК РФ («Торговля людьми, находящимися в беспомощном состоянии») и предусматривает наказание от трех до 10 лет лишения свободы.
....Сейчас Сонечка живет у бабушки. Мать написала заявление, что согласна на проживание ребенка с ее родителями. Отец ребенка взять дочку на воспитание не собирается. По словам Зили Шайбаковой, бабушка и дедушка работают, имеют хороший доход и приличную квартиру. А главное – готовы сами воспитать внучку.