Татарстан станет опытной зоной России, где будет реализована технология переноса номера MNP (Mobile Number Portability). Это означает, что абонентам сотовой и проводной связи не придется менять номера при смене оператора. Новшество может существенно повлиять на стоимость услуг связи в регионе в сторону уменьшения.
Вчера в министерстве информатизации и связи РТ собрался научный технико-экономический совет, где обсуждалось нововведение. Представителей компаний «Таттелеком», «Телесет», ТРК ТВТ, МТС, «МСС Поволжье» пригласили, чтобы решить, какими должны быть технические аспекты взаимодействия и какие поправки нужно внести в существующую систему нормативно-правового регулирования.
Разумеется, до детального обсуждения всех этих вопросов не дошло. Встреча показала, что у компаний очень много вопросов, связанных с тем, что и с технической точки зрения, и с точки зрения правовой реализовать такое взаимодействие на практике будет очень сложно. Казалось бы, услуга элементарна, а главное, сколько удобства она несет простым пользователям! В Европе, к примеру, такая практика является весьма обычным делом.
В России дело обстоит немного сложнее. И дело не только в отсутствии необходимых законодательных механизмов. Сотовым операторам осуществить такое взаимодействие легче, чем операторам проводной связи. Для того чтобы перейти на эту систему, вся фиксированная связь должна быть полностью цифровой. А это есть только в одном регионе России – в Татарстане. Именно поэтому республика, которая перешла на 100% «цифру», и стала пилотной площадкой.
«Внедрение технологии переноса номеров в первую очередь приведет к развитию конкуренции между операторами, – подчеркнули в пресс-службе министерства информатизации и связи РТ. – Это скажется на расширении спектра предоставляемых услуг и изменении тарифов на услуги связи. В этом случае абоненты получают большую свободу при выборе оператора, сохраняя при этом прежний номер телефона. Также важно, что данная процедура помогает сохранить сокращающееся количество телефонных номеров, доступных беспроводным и проводным операторам».
Проще говоря – операторам придется еще больше «драться» за клиентов. Ведь абонент сможет в любой момент поменять компанию без неизбежных ранее сложностей, таких как оповещение всех знакомых, деловых партнеров, копирование номеров с SIM-карты и т.д. Придется расширять спектр услуг, чтобы абонент не «ушел» к конкурентам, снижать цены. Жителям республики все это, разумеется, на руку, а министерству связи – очевидный плюс. Однако и самим операторам новшество может принести определенные выгоды, как, впрочем, и ряд неудобств.
«В условиях высокого уровня проникновения сотовой связи услуга может быть полезна и для операторов, которые получат дополнительные возможности для привлечения новых абонентов, прежде всего, за счет привлекательных тарифов и услуг, высококачественного обслуживания, привлекательного бренда, инновационных технологий и программ лояльности, – прокомментировали 116.ru в пресс-службе татарстанского филиала компании МТС. – Тем не менее внедрение подобной услуги имеет ряд ограничений, например, при разной стоимости внутрисетевых и межсетевых звонков абоненты не будут ориентироваться – абоненту какого оператора они звонят и сколько это стоит. Для операторов это может быть связано с дополнительными техническими сложностями и затратами».
Рабочая группа, созванная министерством связи, и должна решить проблемные вопросы. Пока схема взаимодействия видится довольно сложной. Вероятно, поэтому и сроков внедрения реальной практики никто не называет. Известно лишь, что сначала речь пойдет о фиксированной связи, а затем уже о мобильной. Тем не менее новость среди абонентов воспринимается с энтузиазмом.
«Возможность оставлять свой номер телефона при переходе от одного оператора к другому мне кажется очень привлекательной, – говорит менеджер одной из рекламных компаний Казани Алексей Дудилов. – Тем более что в последнее время приходится часто переключаться с одного оператора на другого. Это связано и командировками, и с изменением тарифов, и с различными зонами покрытия. С единым номером общаться станет не в пример удобнее. Да и старые друзья не потеряются, не нужно будет после смены оператора извещать всех о смене номера. То же самое относится и к клиентам. Думаю, что такой возможностью станут пользоваться многие абоненты сотовой связи, и скоро она станет очень популярной».
К слову, в настоящее время услуга переносимости мобильного номера (MNP) с момента появления технической возможности и первого запуска в Сингапуре в 1997 году развернута более чем в 30 странах. В основном число мигрировавших абонентов находится на уровне 10%. Однако бывают и исключения – в Финляндии этот показатель равен 55%, а во Франции, Германии и Португалии он составляет менее 3%. Столь большая разница объясняется временем, затрачиваемым на перенос номера: в первом случае процедура занимает несколько часов, во втором же – более трех недель. Существует и ещё один тормозящий фактор внедрения MNP – значительные затраты. В Европе, к примеру, перенос обходится в 5-35$ в пересчете на абонента.