Напомним, идея экономить средства бюджета за счет частичного отказа от городского освещения пришла мэру Казани Ильсуру Метшину еще в начале декабря. В частности, градоначальник заявил, что город может отказаться от освещения и уборки снега на улицах, расположенных в отдаленных районах города. В приоритете окажется лишь центр Казани, где внимание будет уделяться основным магистралям.
Новость распространили СМИ, а жители логично возмутились: раз кризис, то сидеть впотьмах и ждать роста преступности? После волны народного гнева мэрия успокоила горожан: журналисты неправильно поняли и исказили информацию, свет никто отключать не будет. Дело замяли, а свет спустя некоторое время отключили втихую.
«Да у вас в городе «фонарка» совсем не работает, – изумился бывший главный энергетик одного из подразделений «Татнефти» «ТатНИПИнефть», житель Бугульмы Олег Макаров. – Жителям кажется, что свет есть, а профессионалу плохое освещение видно невооруженным глазом. На лампах занижена мощность, должны быть 400 ватт, а фактически 250 ватт бы набралось».
Совершив «рейд» по вечерней и ночной Казани, корреспондент 116.ru обнаружила, что на главных городских улицах, таких как проспекты Ямашева и Ибрагимова, улица Декабристов выключена одна цепь светильников (так называемый фидер), а проще говоря, горят фонари через один. Если же на столбе две лампы, то горит либо верхняя лампа, либо боковая. Что до самих ламп, то светят они крайне тускло и включаются, когда становится совсем темно, поэтому ехать по сумеречному городу просто страшно.
На маленьких улочках вроде ул. Правосудия, соединяющей Ибрагимова и Декабристов, фонари есть, а света нет. При этом дорога там – сплошная заплатка. Вот и получается, что свет на улице вроде как есть, а вроде и нет его. Толку от него, если фонарный столб даже местность вокруг себя толком не освещает?
В диспетчерской «Казгорсвета» жалобу корреспондента 116.ru на плохое освещение улиц записали, но объяснять ничего не стали, «отфутболив» в муниципалитет. Однако пресс-служба мэрии от комментариев отказалась, сообщив, что «все горит» и баста. Пришлось анонимно звонить в Зареченский филиал Горсвета.
«Все правильно – экономия же. В ночное время город освещается на треть. Горит либо через один столб, либо же верхняя из двух ламп», – вежливо пояснил мастер.
«А почему лампы так тускло светят?»
«Есть такая проблема, – вздохнули на том конце провода. – Летом планируем поменять их».
Между тем освещенность города регламентируется строительными нормами и правилами РФ (СНиП 23-05-95). Согласно пункту 7.44, в ночное время «допускается снижение уровня наружного освещения городских улиц путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или же допускается снижение регулятором уровня освещения».
На деле выходит, что Казгорсвет гасит и фонарные столбы, и мощность самих светильников.
При этом не допускается частичное или полное отключение в ночное время освещения на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах. Как эта норма выполняется, можно убедиться на улице Ямашева, где дорога, уходящая на путепровод на ул. Ибрагимова (рядом – автостоянка) не освещается вовсе. А ведь это основные городские магистрали, по которым по ночам очень лихо гоняют. Что значит плохое освещение ночью, водителю объяснять не нужно.
Как сообщили 116.ru в Ростехнадзоре, городские улицы должны полностью освещаться, однако в ведомстве отвечают лишь за то, чтобы техническое состояние световых опор было удовлетворительным и провода не оголены.
В Минстрое РТ сообщили, что их прерогатива – дворовое освещение, в Роспотребнадзоре ответили, что санитарными правилами это никак не регламентируется. Все дороги вели в муниципалитет. Получается, погружать город в темноту можно, руководствуясь лишь распоряжением городской администрации. Выдерживаются ли при этом нормы освещенности за деньги налогоплательщиков – вопрос риторический.
Фото: Фото автора