Оправдать и прекратить уголовное дело в отношении экс-директора художественного фонда «Союза художников РТ» Рустама Гимранова – такое решение было вынесено час назад в Вахитовском райсуде. Художник обвинялся в по трем статьям Уголовного кодекса РФ, прокуратура требовала для него шести лет лишения свободы условно, однако судья не нашла в его действиях состава преступления.
Процесс по делу длился больше года, за это время художественный фонд чуть не лишился двух зданий – выставочного зала на улице К. Маркса и прилегающих мастерских художников на улице Большая Красная из-за огромных долгов.
51-летний Рустам Гимранов возглавлял художественный фонд с 2005 года. По версии следствия, 17 июня 2005 года он составил договор займа между фондом и собой как физическим лицом на сумму 960 тысяч рублей. Однако без указания сроков возврата денег. По второму, аналогичному договору, заключенному 25 июня, Гимранов получил 950 тысяч рублей также без указания сроков возврата. Деньги были выданы ему с согласия председателя правления Союза художников РТ Абрека Абзгильдина. Последний подтвердил это в своих показаниях, однако обстоятельств дела не припомнил.
Кроме того, по версии следствия, с января 2005 года по 25 июля 2007 года, зная о наличии задолженности по выплате заработной платы перед сотрудниками художественного фонда, Гимранов получил из кассы худфонда 2,9 миллиона рублей. В результате на момент возбуждения уголовного дела задолженность по ней составляла уже 3,7 миллиона рублей.
«Дело было сначала возбуждено дело по 145 статье УК РФ («Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная руководителем из корыстной заинтересованности»), затем к ней добавились еще два эпизода (присвоение и денежных средств и использование своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя». – Авт.), – сообщил перед началом процесса представитель прокуратуры Айрат Атнагулов. – Свою вину не признал и пояснил, что работники фонда получали зарплату от гонораров за выполняемые работы. Именно с этим и была связана задержка. Эти деньги он выплатил, после чего все потерпевшие написали заявление, что не имеют к нему претензий. Как утверждает подсудимый, полученные в качестве ссуды деньги он потратил по закону».
Как пояснял позже Рустем Гимранов, деньги были потрачены на хозяйственные нужды в связи с отсрочкой платежей по контрактам. В частности, союз художников получил заказ от заповедника «Казанский кремль» на создание музея природы на сумму 54 миллиона рублей. Финансировать проект должен был Экологический фонд. Фонд выплатил аванс – 16 миллионов рублей, а в январе 2007 года закрылся. Также деньги были потрачены на организацию выставки художника с мировым именем Эдуарда Дробицкого. Что касается невыплаченной в течение двух лет зарплаты, в суде Гимранов сообщил, что предпринимал все, чтобы расплатиться с работниками. Во время уголовного дела экс-директор успел расплатиться с сотрудниками и те написали ходатайство с просьбой прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон.
«Я всегда верил и надеялся, что судебная система работает, – заявил сразу после окончания процесса экс-директор художественного фонда «Союза художников РТ» Рустам Гимранов. – Обвинения возникли из-за некомпетентности некоторых руководителей организации и непонимания сути экономических проблем. Организация должна в маленьком формате художественно-оформительских работ зарабатывать деньги и содержать здание площадью более семи тысяч квадратных метров».
Как сообщил Рустам Гимранов, ему обидно, что пять лет труда потрачены впустую. Будет ли он подавать в суд с требованием восстановить его в должности или требовать моральной компенсации, он еще не знает.
«За полтора года моего отсутствия художественный фонд разгромлен, потерян Выставочный зал, площади и мастерские. Ни одного контракта и ни одной копейки не заработано, – говорит экс-директор фонда. – Художники, которые бесплатно сидели в центре города, благодаря моей работе, теперь платят большие деньги за аренду. Я думаю, что эти здания уйдут в чужие руки и мне за это очень обидно».
Судебный процесс окончен, но точка в проблемной ситуации вокруг Союза художников РТ не поставлена. Не ясна и судьба зданий, раньше принадлежавших Союзу художников. Сейчас Выставочный зал является собственностью министерства земельных и имущественных отношений и относится к музею ИЗО, мастерские художников находятся еще на балансе фонда. В январе внешний управляющий худфондом, назначенный решением Арбитражного суда РТ, попытался продать площади, но торги не состоялись из-за отсутствия желающих. Что делать в случае, если огромные выставочные площади будут проданы и куда девать хранящиеся в его фондах материальные ценности, неизвестно.
Фото: Фото автора