В марте этого года в Татарстане появился новый министр земельных и имущественных отношений. Азат Киямович Хамаев до нынешнего своего назначения возглавлял ОАО «Татхимфармпрепараты», был депутатом второго и третьего созывов Госсовета РТ, а также депутатом Госдумы России. В преддверии летнего сезона, когда земельные вопросы обретают остроту и обрастают различными конфликтами, г-н Хамаев ответил на вопросы 116.ru.
– Азат Киямович, что для вас все-таки ближе – возглавлять производство, орган государственной власти или парламентская деятельность?
– Всю свою сознательную жизнь я работал там, куда меня направляли судьба и обстоятельства. Не могу выделить, что та или иная деятельность ближе – это часть моей жизни. Основной всегда была и остается работа на перспективу. Директор предприятий, депутат Госдумы Российской федерации, затем и Госсовета РТ – это каждый раз новые этапы, которые я должен был начать и с честью завершить. Сейчас мне поручено руководить одним из ключевых министерств. И, как бы высокопарно это ни звучало, – буду стараться достойно делать доверенное мне дело во благо Республики Татарстан.
– Предполагаете ли вы кадровые перестановки?
– Мой принцип – опираться на существующий коллектив и беречь кадры. В то же время я постоянно анализирую деловые качества специалиста и делаю выводы. Порой бывает так, что долгая работа на одном месте расхолаживает и расслабляет человека. А у меня требование ко всем без исключения одно – добросовестное, честное и высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. Только тогда мы сработаемся. И это прежде всего относится к руководящему составу.
– Какие основные задачи поставлены перед вашим министерством?
– Если говорить в общем, то среди основных задач Минземимущества РТ на 2009 году хочу выделить следующие: обеспечение доходности государственного имущества, проведение мероприятий в рамках национальных проектов и республиканских программ, проведение работ по предоставлению земельных участков для деятельности нефтяных компаний, реформирование предприятий, привлечение инвестиций в объекты инженерной инфраструктуры, обеспечение их технической инвентаризации.
Если же быть более конкретным, то в сфере земельной реформы одна из основных наших задач – это участие в национальных проектах. Так, под комплексное освоение территорий для жилищного строительства в республике предоставлены земельные участки общей площадью полторы 1,5 тысячи га. Всего для этих целей до 2011 года потребуется около 28 тысяч га. Мы продолжим участвовать и в развитии первичного рынка жилья в рамках Программы социального ипотечного жилищного строительства.
В настоящее время в соответствии с поручением правительства республики наше министерство совместно с органами местного самоуправления принимает активное участие в работе по предоставлению и оформлению земельных участков для реализации ряда значимых для республики проектов. Это и Свияжский межрегиональный мультимодальный центр, модернизация международного аэропорта «Казань», Столбищенский водозабор, полигоны ТБО и ряд других.
– Насколько активно идет процесс реформирования госпредприятий?
– Работа по реформированию государственных предприятий сосредоточена на ликвидации, в том числе через банкротство и реорганизации. Мы рассматриваем процесс ликвидации и банкротства через призму создания условий для развития частного предпринимательства на базе имущества без долгов, новых производств, рабочих мест. И у нас есть примеры, когда на имуществе ликвидируемых предприятий новые собственники организовали рентабельный бизнес. Так, на базе имущества 35 предприятий, завершивших ликвидацию в 2008 году, сохранен профиль деятельности, а на восьми не только сохранен, но и расширен, в результате количество рабочих мест увеличилось более чем на 60 единиц. Кроме того, по результатам завершения процедуры ликвидации за 2008 год в бюджеты всех уровней поступило более 45 миллионов рублей – это около 50% конкурсной массы. В текущем году мы усилим работу с отраслевыми министерствами по предотвращению банкротства обществ, особенно предприятий ЖКХ.
Одним из важных направлений деятельности остается управление государственной недвижимостью. Приведу пример: по результатам инвентаризации неиспользуемого либо неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности РТ, мы в 2008 году перераспредели 144 тысячи кв. м.
– По-вашему, успеют ли все желающие воспользоваться преимуществом дачной амнистии до конца следующего года? Прогнозируете ли вы увеличение потока к окончанию реформы?
– Хочу уточнить, что срок 1 января 2010 года, установленный законом о «дачной амнистии», касается только регистрации гражданами права на индивидуальный жилой дом без представления разрешения органа местного самоуправления на ввод его в эксплуатацию или без разрешения на строительство, в случае если оно еще не завершено. На мой взгляд, в течение текущего года активность таких владельцев возрастет. Но тем не менее, думаю, что в силу разных обстоятельств часть граждан так и не воспользуется предоставленной им возможностью.
В остальном же – при регистрации прав собственности на земельные участки, садовые домики, гаражи – сроки действия дачной амнистии не ограничены. Напомню, что на сегодня в республике в упрощенном порядке оформлены права почти на 57 тысяч индивидуальных жилых домов, на более 21 тысячу садовых домиков, 124 тысячи земельных участков. И этот процесс продолжается.
– Существует ли в настоящее время дефицит земельных участков для жилищного строительства?
– Согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков для строительства, в том числе и для жилищного, относится к полномочиям органов местного самоуправления городов и районов республики, исходя из сложившейся потребности населения. Наше министерство в соответствии с полномочиями подготавливает проекты решения кабинета министров РТ о переводе земель сельхозназначения в категорию, пригодную для строительства, в том числе о включении земельных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства – согласно предоставляемым заявлениям с комплектом документов, которые включают все необходимые согласования.
В течение двух последних лет идет рост количества населенных пунктов, границы которых расширяются. Так, в республике в течение 2007 года для жилищного строительства 123 земельных участка общей площадью 2707 га были включены в границы 61 населенного пункта 12 муниципальных районов. За 2008 год соответствующее количество населенных пунктов на территории 22 районов возросло до 88, земельных участков – до 343, общая площадь расширения границ превысила 4904 га.
При этом площадь земельных участков, предоставленных под жилищное строительство в пригородных районах Казани в 2008 году, составила более 2200 га.
Анализ сложившейся ситуации подтверждает, что на сегодня особого дефицита в предоставлении земельных участков для жилищного строительства на территории муниципальных районов республике не наблюдается. Возможно, кое-где темпы строительства жилья не успевают за темпами предоставления земельных участков.
– Отслеживаете ли вы, что сегодня происходит со спросом и ценами на земельные участки? Насколько они востребованы в период кризиса?
– Конечно, наше министерство проводит анализ цен не только на земельные участки, но и на объекты коммерческой и жилой недвижимости, арендные и депозитные ставки, складывающиеся на рынке, особенно в период кризиса. Мы составляем мониторинг цен в разрезе районов республики, в зависимости от расположения объектов, их экономического окружения, удаленности и других качественных характеристик.
По сравнению с прошлым годом объем продаж земельных участков сократился, хотя количество предложений выросло. В ожидании падения цен на землю покупатели снизили свою активность. Надо сказать, что в настоящее время земельные участки привлекательны с точки зрения инвестиций на долгосрочную перспективу, так как необходимо время для стабилизации и роста рынка недвижимости в целом. Волна инвестиционных покупок земли для последующей перепродажи сошла на нет. В среднем по республике рыночные цены на землю с осени 2008 года снизились на 15-20%.
По-прежнему наиболее высока стоимость земельных участков, расположенных в Казани: диапазон цен на участке в центре составляет от 10 до 25 тысяч рублей за 1 кв. м, в историческом центре – до 35 тысяч. Несколько ниже цены на участки, расположенные вдоль основных транспортных магистралей города – от 7 до 15 тысяч рублей за квадратный метр, в районах массовой жилой застройки – от 3,5 до 12 тысяч. На земли в промышленной зоне Казани цены значительно ниже 1,5-3,5 тысячb. По сравнению с докризисным периодом снижение цен на землю в Казани составило около 20%.
Земля рядом с Казанью будет востребована всегда, так как это активно развивающиеся направления с точки зрения транспортной доступности и инфраструктуры: как инженерной, так социальной и коммерческой.
В последнее время изменились запросы покупателей на загородном рынке, сегодня востребованы небольшие участки под строительство недорогих домов низкой этажности.
Что касается соотношения спроса и предложения, то в настоящее время спрос на земельные участки под различные нужды выше, чем на квартиры, помещения или здания. Например, многих бизнесменов и предпринимателей сейчас интересует вложение денежных средств не столько в покупку, сколько в аренду земельных участков.
Рыночная стоимость земель сельскохозяйственного назначения значительно ниже земель любой другой категории. К основным факторам, формирующим стоимость земельного участка сельхозназначения, можно отнести: месторасположение, размер, конфигурация и рельеф земельного участка, а также показатели плодородия почв. Удаленность от городской черты также сильно влияет на цену земельного участка. Хочу подчеркнуть, что традиционно наиболее высокую стоимость имеют земельные участки в Зеленодольском, Лаишевском, Пестречинском и Верхнеуслонском районах (от 300 тысяч до 800 тысяч рублей за гектар).
В заключение отмечу, что кризис, конечно, кризисом, но незначительное падение цен на землю – явление временное. Ясно одно: земля будет востребована всегда. Владение землёй, её приобретение было и останется самым лучшим активом как в долгосрочной перспективе, так и в настоящее время.