Одна из контрмер в защиту национально-регионального компонента в образовании увенчалась успехом. Сегодня, 7 мая, из федерального проекта устава вуза исчез пункт о преподавании в высшей школе исключительно на русском языке. В Татарстане поправки оценили как однозначную победу.
Еще сегодня утром на пресс-конференции председатель комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев и замминистра образования РТ Данил Мустафин возмущались последними поправками в уставы высших учебных заведений.
Согласно документу, полученному министерством образования и науки РТ от замминистра образования РФ Александра Рождественского, ректорам вузов было рекомендовано подготовить новые проекты уставов. В проекте должно быть предусмотрено преподавание предметов только на русском языке. Преподавание на татарском предлагалось только в виде факультатива.
«Эти действия никак не могут быть направлены на развитие образования на родном языке, – сказал сегодня утром первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин. – Как же тогда в этом случае будут готовить специалистов по родному языку?»
«Идет атака широким фронтом, – так прокомментировал документ Разиль Валеев. – Сначала детские сады, затем школы и теперь дошли до высшего образования».
Депутат имел в виду отмену с 1 сентября 2009 года в школах национально-региональной составляющей в федеральном государственном образовательном стандарте. Дебаты по этому вопросу разгорелись в Казани 18 ноября прошлого года на совещании Минобрнауки РФ с представителями парламентов национальных республик и руководителей органов образования.
Собрав сегодня журналистов на пресс-конференцию, Разиль Валеев дал понять: Татарстан будет использовать все методы борьбы за сохранение этнокультурного компонента.
Напомним, сейчас школьная программа состоит из трех компонентов: 75 процентов – федеральный компонент, 15 процентов – региональный и 10 процентов – школьный . Ее предлагается заменить инвариативной (неизменяемой) и вариативной частями. Базовых образовательных планов несколько, в частности, в третьем и четвертом на изучение родного языка и литературы отводится три часа в неделю плюс на факультативах. Эти условия преподавания родного языка, по мнению республиканских властей, неприемлемы.
Татарстан предлагает дополнить федеральный стандарт образовательным планом, в котором предусмотрено одинаковое количество часов (пять в неделю) на изучение как русского языка и литературы, так и родного.
«Процесс длительный, – говорит Данил Мустафин. – Нельзя сказать, что мы не имеем воздействия и нет результатов. Свои варианты учебных планов мы представили. Теперь ждем ответа из федерального ведомства».
Решать проблему отмены этнокультурного компонента республика намерена даже через суд. В случае, если не удастся решить вопрос «мирным путем».
«Пока мы будем идти по пути переговоров с депутатам Госдумы в рамках специально созданной рабочей группы, – говорит Разиль Валеев. – Если вопрос не решится на уровне Госдумы, у нас не остается другого пути, как обращаться в Конституционный суд РФ».
Выводить народ на митинги в защиту родного языка, как это произошло 18 апреля в Башкирии, татарстанские парламентарии не намерены. В Госсовете готовят еще один козырь. В начале 90-х годов Борис Ельцин подписал Европейскую хартию региональных языков. До сих пор документ не ратифицирован.
«Если хартия будет ратифицирована, многие вопросы снимутся автоматически, – утверждает Разиль Валеев. – Многие статьи идут в русле наших требований. Они дают большие возможности для развития национального образования. Отпадет вопрос и о национально-региональном компоненте.
Мы хотим использовать все возможности, которые нам дают законодательство РФ и РТ и международные правовые документы».
Несмотря на то, что официальные структуры в Татарстане намерены говорить с федеральным центром не языком улиц, а исключительно законодательно-юридическим путем, в отличие от более опрометчивого Башкортостана, можно с большой долей уверенности предположить, что татарские активисты были бы менее церемонны. В воздухе и так витает определенное раздражение, звучат слова о «руке Москвы», «имперских амбициях» и попытках во чтобы то ни стало «нивелировать значение татар в России». Табу на преподавание в вузах на родных языках – решение, которое в глазах многих, в том числе русскоязычных граждан, действительно выглядит довольно необдуманно и вызывающе. Может, поэтому поправки были столь аккуратно и без лишнего информационного сопровождения изъяты? Не означает ли этот маленький, но очень принципиальный шажок назад начало конца «атаки широким фронтом»?
116.ru будет следить за развитием событий.
Фото: Фото с сайта Nabchelny.ru