Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил о необходимости ввести в правовое поле Российской Федерации понятие многоженства. Общественная палата уже выразила готовность рассмотреть вопрос. Насколько актуально многоженство для Татарстана, выяснял корреспондент 116.ru.
Чечне «необходимо многоженство», так как в республике женщин больше, чем мужчин, а все они должны быть устроены в жизни, приводит довод глава региона. «С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой», – говорит президент Чечни Рамзан Кадыров.
Стоит отметить, что тема на федеральном уровне поднимается уже не раз. В 2006 году позицию Кадырова разделил Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня «есть у многих российских мужчин», а также брошенных детей, считает духовный лидер.
Поменялась ли позиция официальной религиозной структуры за три года? Чтобы выяснить этот вопрос, 116.ru обратился в Духовное управление мусульман республики.
В Российской Федерации, согласно Семейному кодексу, второй (и далее) заключенный брак считается недействительным без разрыва первого. То есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются так называемые гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.
В июле 1999 года бывший в то время президентом Ингушетии Руслан Аушев своим указом разрешил в республике многоженство, однако действие указа было приостановлено Борисом Ельциным как противоречащее российскому Семейному кодексу.
Призывал узаконить многоженство в Российской Федерации и Владимир Жириновский. В 2000 году он внес на рассмотрение проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен, при обязательном согласии всех имеющихся супруг на каждый новый брак. Предложение было отклонено. />
«Нет смысла рассуждать, «за» мусульмане Татарстана или «против», так как многоженство разрешено самим Всевышним. Однако, если институт многоженства будет закреплен законодательно, то у всех жен появятся равные права, – считает руководитель пресс-службы ДУМ РТ Ахмат хазрат. – В исламе многоженство разрешено только в том случае, если все жены равны, и ни одна не ущемлена в чем-либо. Что касается актуальности введения многоженства в Татарстане, то, разумеется, в этом мы отличаемся от Чечни – особого региона. Во-первых, демографический вопрос у нас не стоит так остро, а во-вторых, менталитет татарского народа отличается от кавказского. Там женщины понимают суть подчинения мужчине. Татарские женщины воспитываются в ином, более европейском духе. Когда-то, до революции, было вполне обычным делом, если татарин имеет две-три жены. Сейчас многоженство в республике существует в единичных случаях, позволить себе это могут лишь богатые бизнесмены».
Несмотря на то что пользующееся большим авторитетом в Татарстане духовное управление полностью одобряет инициативу, похоже, Общественная палата РТ не готова всерьез обсуждать этот вопрос. В отличие от своих коллег в Москве.
«Я, как православный, был бы «против». Однако нужно понимать, что в каждом регионе есть свои традиции. В Татарстане, насколько я знаю, традиций многоженства никогда не было. Так что перед Общественной палатой РТ такого вопроса не стояло, и, думаю, никогда не встанет, – заявил 116.ru председатель комиссии Общественной палаты РТ по информационной политике, свободе слова и деятельности СМИ Владимир Шевчук. – Потому что это не самый главный вопрос на сегодняшний день, есть вопросы гораздо насущнее. Например, почему растут тарифы на ЖКХ и продовольственные товары. Честно говоря, и для Чечни вряд ли это самый серьезный вопрос на сегодняшний день. А для нас это просто неактуально».
Такого же мнения придерживается и председатель Союза мусульманок РТ Наиля Зиганшина.
«Ни для России, ни для Татарстана, в частности, многоженство не подходит. Да, ислам разрешает многоженство. Раньше у татар и даже у русских в Татарстане была такая практика. Однако этого требовали особые обстоятельства. На сегодняшний день наш менталитет этого не приемлет, – считает Наиля ханум. – Покорность есть и у татарских женщин, но дело не в этом. В Чечне действительно гораздо больше женщин, чем мужчин. И Коран разрешает в таких исключительных случаях – например, в результате войны – мужчине брать не одну женщину. В Татарстане для этого нет необходимости. У нас в республике, наоборот, мужчин больше, чем женщин. И мы даже возрождаем традиции сватовства, чтобы женщины могли выбирать.
В арабских странах девочки с рождения знают о такой возможности – стать женой шейха, пусть далеко не первой. Но у нас к этому другое отношение: даже если есть такие семьи, где много жен, они ненавидят друг друга, становятся не сестрами, а соперницами. Это самое страшное для мусульман – нельзя допускать ненависть в свое сердце. У пророка Магомеда была единственная женщина, которую он любил так, что мы можем только мечтать о такой любви. Мы, мусульманские женщины, понимаем: сердце у человека одно, душа одна, и жизнь тоже одна. Если мужчина не встретил одной женщины, которой ему было бы достаточно, значит, он просто не встретил свою судьбу».
С позиции современности высказано достаточно аргументов против многоженства. Есть ли у татарского народа историческая предрасположенность к такому виду построения семьи? Об этом 116.ru поинтересовался у директора Института истории Академии наук РТ Рафаэля Хакимова.
«Исторически многоженство у нас не сильно приветствовалось, хоть и было разрешено в царское время, – рассуждает г-н Хакимов. – В Чечне есть фактическое многоженство, поэтому Руслан Аушев хотел его узаконить, чтобы урегулировать вопросы разводов и других ситуаций. В Татарстане каких-либо соображений необходимости многоженства нет. Фактически оно присутствует, но не связано никоим образом ни с исламом, ни с любой другой религией».
Фото: Иллюстрация с сайта Vorle.ru