С 11 по 22 мая Казань ждет главное культурное событие весны – ХХII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, организатором которого является художественный руководитель балета Татарского академического государственного театра им. Джалиля Владимир Яковлев. В интервью 116.ru заслуженный артист России рассказал, что ждет театральную публику в этом году, что он думает о современных тенденциях в балете и каким видит будущее танцевального искусства через двести лет.
– Владимир Алексеевич, судя по выстроившейся в ваш кабинет очереди и непрерывным звонкам, подготовка к фестивалю Нуриева в самом разгаре. Вероятно, и непростая финансовая ситуация доставила вам хлопот?
– Естественно, кризис бьет по карману. Размахнуться не получается и приходится, как говорится, за копейку купить канарейку. С другой стороны, не хочется, чтобы кризис сказался на художественном уровне фестиваля. Мы стараемся пригласить таких актеров, которые стоят на вершине пирамиды мирового балета. Я получил согласие на участие в двух спектаклях Дениса Матвиенко – сейчас это не только танцовщик номер один в России, но и мировая звезда. Когда-то он часто приезжал в Казань. Помня о тех творческих контактах с нашим театром, он дал добро на выступление. И это большая удача, потому что его хорошо знает балетный мир Казани, здесь его любят и ценят.
Солисты Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев уже дали добро, весь вопрос в том, смогут ли они вырваться. Ведем переговоры с другой ведущей балериной – это восходящая звезда Большого театра Кирсанова. Появился молодой танцовщик Чудин – очень перспективный солист театра Станиславского. Оба ни разу не были в Казани. Дину Тамаслакару – премьер Берлинской оперы, мировая звезда, специально готовится к спектаклю «Капелия», который идет только в редакции нашего театра. Так что несмотря на финансовые проблемы, мы постараемся сделать фестиваль достойным его художественного уровня, таким, чтобы он остался в памяти зрителей.
Гала-концерт фестиваля мы посвятим столетию знаменитых Дягилевских сезонов в Париже, которые открыли Европе русский балет. Это была волна, вернувшая классический балет в мировую хореографию. В гала-концерте будут представлены несколько номеров из репертуара Дягилевских сезонов.
– Тамаслакару будет единственным иностранным танцовщиком на фестивале, или вы приглашаете и других заграничных звезд?
– Мы ведем переговоры с прибалтийскими танцовщиками. Наверняка, будут актеры с Украины. В прошлом году ситуация была немного другая, и было больше приглашенных из-за рубежа. Но суть ведь не столько в географии, сколько в художественном уровне. Если брать западные балетные труппы, то в каждой из них ведущее положение занимают русские. Так что не суть важно кто танцует, главное – как. Может, это будут молодые неизвестные актеры. Ведь одно из основополагающих направлений фестиваля – не столько показать звезд, которые практически все у нас выступали, но и открытие новых имен, которые только взбираются на балетный Олимп. Далеко за примером даже ходить не надо – самый востребованный танцовщик Денис Матвиенко «был открыт» десять лет назад именно на Нуриевском фестивале.
– Насчет молодых талантов. Как основатель Казанского хореографического училища что вы думаете о нынешнем образовательном уровне в Татарстане?
– Конечно, если брать Санкт-Петербургскую академию танца, которую я, кстати, сам заканчивал, либо Пермский хореографический колледж, который имеет глубочайшие традиции, то разница очевидна. Там есть база, уровень, возможность обучать студентов из-за рубежа, предоставляя им общежития и т.д. Наше училище еще молодое. Но уже сейчас можно назвать имена выпускников, добившихся успеха: Вика Капитонова – лауреат международных конкурсов – сейчас работает в театре Станиславского, Артем Белов – ведущий танцовщик нашего театра и другие. Конечно, сравнивать с Москвой, Пермью, Петербургом невозможно. Там выпуск по сто человек, у нас – по десять. Из ста есть, что выбрать.
Тем не менее открытие училища в Казани было очень своевременным. Мы получили мощную базу – труппа нашего театра процентов на 70 укомплектована здешними выпускниками. Балет – это ведь не только ведущие мастера, солиста можно пригласить откуда угодно. Главное, чтобы была труппа, кордебалет, который состоит из актеров вторых, третьих звеньев. Слава богу, что училище существует, педагоги набираются опыта, выпускники приходят в театр более подготовленными. Сейчас мы не только себя обеспечиваем кадрами, но и отсылаем в другие города. Вместе с тем мы не зацикливаемся только на «своих» – в прошлом году я пригласил в труппу выпускников из Перми, Краснодара, Алма-Аты.
– Насколько труппа Театра оперы и балета им. Джалиля востребована за рубежом?
– Наш театр в год дает порядка 150 представлений за рубежом. Не берусь сравнивать наш театр с Большим или Мариинским – они вне конкуренции и существуют совсем в других иносферах. Но если брать чуть ниже – Пермь, Новосибирск – то наша труппа, пожалуй, самая востребованная в театральной Европе. Каждый год три месяца балетная труппа проводит на гастролях в Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Люксембурге, Норвегии. Нас там очень хорошо знают, приходит публика, которая каждый год ждет нашего приезда.
– Как вы думаете, не только ли наличием в России балетных традиций и школ, хорошей подготовкой объясняется популярность русских танцовщиков? Ведь есть страны, которые считаются родоначальницами балета.
– Нужно оговорить – речь идет о классическом балете. На Западе в большей степени развиты современная хореография и модерн-балет, в которых мы уступаем, да и не особо стремимся занять эту нишу. Если говорить о классических спектаклях, то русский балет в Европе конкурирует только с парижской Гран-Опера, где тоже мощная балетная школа.
Чем привлекает русский балет? Больше всего душой. Если смотреть классический балет в западном исполнении... Да, они хорошо вертятся, стоят на пальцах, но это больше напоминает цирк или акробатику. Русский балет – это душа, сердце, наполнение образов. Это и подкупает западную публику – они хотят видеть не техническое исполнение (хотя, конечно, все должно быть исполнено на уровне), а внутреннее наполнение образов, и ждут от нас только классики.
– А если бы ждали немного модерна, вы бы экспериментировали?
– Когда я стал художественным руководителем балета, а был я в то время достаточно молодым человеком, я пригласил пражского хореографа Павла Шмока, работающего в современном направлении. Мы поставили три одноактных балета. Затем ставить современные спектакли к нам приезжал Олег Игнатьев... но наша публика этого не приняла. Наша публика не любит чистую технологию, музыкальное оформление движением – иногда это называют «белым балетом» и так далее. Наша публика хочет, чтобы тронуло за душу, чтобы была драматургическая канва спектакля. Поэтому модерн у нас не очень приживается. И мы решили делать то, что умеем делать.
– Как вы думаете, в будущем высокотехнологичном обществе классический балет не прекратит свое существование?
– Такие опасения уже высказывались после революции: мол, классический балет – это архаика, нужен новый взгляд и так далее. Никогда это не произойдет! Будут разные новые течения, но всегда будет «Джоконда», Чайковский, всегда будут идти «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Это те произведения, которые прошли проверку временем. Искусство выживало и выживает, живет и будет здравствовать. Даже во времена перестройки, когда вся страна стояла в очередях и не было элементарного, люди потянулись в театр. Потому что это бы единственное место, где они могли отдохнуть душой.
– Чувствуется что вы, Владимир Алексеевич, полностью отдаетесь своему делу.
– В общем, да. Я даже актерам говорю: «В театре работают ненормальные, нормальные работают в магазинах». Это зараза такая. (Смеется.)
– А что такое театр лично для вас?
– Одним предложением не скажешь... Утром я просыпаюсь – думаю о театре. Ночью засыпаю – думаю о театре. Прихожу обедать домой – обсуждаю с женой дела театра. Сказать, что это вся моя жизнь? Но ведь у меня есть семья, которой я тоже многое отдаю, есть определенные увлечения – природа, туризм. Театр – это неотъемлемая часть моей жизни. Театр – это моя добровольная Голгофа.