Накануне, 12 февраля, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подписал исторический документ – Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, брошюру с которым каждый сотрудник милиции в стране должен получить к концу этого года. Теперь каждый милиционер будет знать, как вести себя в той или иной ситуации, как одеваться, что говорить и какими принципами руководствоваться.
Так, страж порядка отныне и навсегда должен перестать играть в азартные игры, посещать казино и другие игорные заведения; воздерживаться от беспорядочных половых связей и отношений с людьми из мира криминала; не пить в будние дни и не устраивать гулянок на рабочем месте; не курить. И это еще не все: помимо безукоризненной порядочности, милиционер должен всем своим видом демонстрировать чистоту помыслов, как то: быть гладко выбрит и чисто вымыт. Дальше – больше: предупредителен, чуток и сдержан! Ни грубых слов, ни шуток и злой иронии, ни вульгаризмов, ни примитивизмов, ни слов-паразитов!
В 28 статьях Кодекса подробно описаны этика образцового милиционера, культура речи, внешний вид, общение на службе с коллегами, с потерпевшими и правонарушителями, правила дарения и принятия подарков, а также рекомендации с кем надо дружить, как воспитывать детей и любить свою вторую половинку. Есть даже нормы христианской морали: сотрудник правопорядка должен относиться к другим так, как бы он хотел, чтобы относились к нему. Нарушившим Кодекс грозит предстать перед спецкомиссией по служебной дисциплине и профессиональной этике. За небольшие проступки будут просто публично порицать, если же нарушение Кодекса будет сопряжено с правонарушением, то подвергать дисциплинарному наказанию.
Вкладывать в умы милиционеров нормы и правила Кодекса будут ежемесячно в рамках специальной дисциплины – гуманитарно-правовой подготовки. Все будет как у студентов – лекции и семинары, а затем зачеты.
Как видно, нормы Кодекса довольно строги. Впрочем, формулировки могут быть сколь угодно строгими, но исполнение их наступает лишь в том случае, если четко прописан механизм наказания. «Общественное порицание» – достаточный ли стимул, чтобы не нарушать Кодекс? А если нет, то какое значение вообще имеет этот документ?
«Приказ начальства мы не обсуждаем, – прокомментировал 116.ru руководитель пресс-службы УВД Казани, подполковник милиции Игорь Силко. – Подобные инструкции содержались, к примеру, и в армейском уставе, которому мы также подчиняемся. Видимо, сейчас это все сведено в единый кодекс, который будет истинно милицейским. Ну что ж, будем соблюдать!»
Менее официально на вопрос 116.ru о милицейском Кодексе ответил старший лейтенант милиции, участник команды КВН «Четыре татарина» и многочисленных юмористических шоу-проектов Искандер Гумеров: «Хорошо, когда есть такие стимулирующие вещи. Когда ты совершал что-то неприличное, и тебе могут ткнуть пальцем – вот, мол, ты неправ, посмотри в Кодекс. Правила должны быть наглядными.
С другой стороны, нужно работать в области пропаганды милиции. У людей не улучшается отношение, и это тоже во многом влияет на то, как себя ведет милиционер. Надеюсь, выполнение Кодекса поспособствует улучшению общественного мнения о нашей профессии.
При нарушении Кодекса товарищеский суд – это, конечно, хорошая мера наказания. Я, например, человек коллективный, это было и в институте, когда я играл в КВН, и сейчас, на службе, я в некотором роде занимаюсь культмассовой деятельностью. Так что для меня общественное порицание – вещь серьезная. А для кого-то нет, на них повлияют только конкретные меры наказания.
Было бы неплохо, если бы Кодекс применялся не только в отношении работающих сотрудников, но и стал бы основой для характеристики личности при приеме на работу. Чтобы человек пришел в милицию, уже живя этим Кодексом. А для тех, кто уже работает, наверно, нужно будет время, чтобы привыкнуть».
Правозащитники, как всегда, настроены слегка критически.
«Хотелось бы, чтобы сразу после того, как всем милиционерам раздадут эти книжки, изменилась бы ситуация с милицейским произволом, – говорит председатель совета Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – К нам постоянно обращаются граждане по этой проблеме. С начала года с жалобами на действия сотрудников правопорядка к нам пришли уже 15 человек.
Видеть в этом Кодексе панацею, конечно, не стоит, но еще раз показать милиционерам, как они должны себя вести с задержанными, подозреваемыми, – хуже не будет. В целом, с каждым сотрудником милиции должна проводиться личная работа. Разве ее не было до Кодекса? По идее, им и так должны были объяснять, как себя нужно вести. Неужели она не на всех возымела действие? Видимо, не на всех. И эта ситуация будет продолжаться, пока будет действовать «палочная» система отчетов, где у милиционеров стоит план по раскрываемости преступлений. Стремление выполнить этот план во чтобы то ни стало и приводит к насильственным действиям милиции по отношению к подозреваемым».
Фото: Фото с сайта Tbg-brand.ru