Набережную с рабочим названием «Волжская Венеция» планируют обустроить в Зеленодольске. Проект, представленный вчера, 4 февраля, в мэрии города, разработан инвестиционным центром «Зеленый Дол». Он предусматривает гидронамыв одного-двух метров грунта и соединение между собой гряды островов по линии Зеленодольск–Айша от береговой линии Зеленодольского фанерного завода до устья реки Сумка.
«Отсутствие набережной у волжского города, вытянутого на девять километров вдоль реки, просто обескураживает. Как и отсутствие пристани, что для города, где строят корабли, неестественно. А меж тем создание набережной было прописано еще в генплане города в 70-х годах прошлого века», – говорит руководитель АУ «Инвестиционный центр «Зеленый Дол» Алексей Соловьев.
В Зеленодольском муниципальном районе более полутысячи островов, которые, по данным земельного кадастра, составляют 485 участков. Общая площадь островного фонда составляет 1796,5 га. В настоящее время палатой земельных и имущественных отношений совместно со службой земельного кадастра документально оформлены для продажи десять Васильевских островов, общей площадью около 100 га и оценочной стоимостью в 103 млн руб.
По его словам, проект предполагает вдохнуть жизнь в заболоченные и полузатопленные территории, непригодные для застройки. Разрозненные острова соединят с помощью технологии гидронамыва и мостовых переходов. В результате должен получиться полуостров длиной 4,5 километра, расположенный вдоль береговой линии города с максимально естественными контурами, который станет своеобразной набережной Зеленодольска.
Пристань позволит теплоходам, курсирующим по Волге, делать остановки в Зеленодольске и позволит привлечь в бюджет города дополнительные средства. Сначала город планировал продать эти острова (они оформлены в муниципальную собственность), но из-за экономического кризиса число потенциальных покупателей на острова резко сократилось. Да и сама идея продажи «голых» территорий была признана экономически нецелесообразной. Как рассказал 116.ru Алексей Соловьев, предполагается провести туда коммуникации, сделать острова более привлекательными для потенциальных инвесторов. Примерно треть всего архипелага (удаленный от центральной, портовой, части города конец островной группы) будет продана под жилую застройку. За счет вырученных средств будут обустроены остальные две трети – общественная территория будущей набережной.
Напомним, что это не первый проект в республике, предполагающий данную технологию. В прошлом году к намыву территории на Казанке приступили и в столице республики. Образовавшиеся площади в районе Издательства планируется застроить офисными, жилыми и культурно-развлекательными учреждениями по замыслу американского архитектурного бюро NBBJ.
Вокруг проекта разгорелись настоящие страсти. Идею в пух и прах разнесли некоторые экологи. Наиболее активным критиком выступает доктор биологических наук, заведующая лабораторией водных экосистем факультета географии и экологии Казанского государственного университета Нафиса Мингазова. Буквально на этой неделе, 2 февраля, в Союзе архитекторов РТ на круглом столе»она вновь подвергла сомнению целесообразность осуществления проекта.
«Первая попытка намыва новых территорий в районе Издательства закончилась для заказчика плачевно. Река все размыла. А ведь на эти цели было направлено более 260 млн рублей. В городе предполагается строительство новых мостов, но при этом почему-то выбор делается в пользу устаревшей технологии намыва дамб. К ней много вопросов как с позиции экологичности, так и безопасности», – заявила госпожа Мингазова.
Сегодня же биолог в телефонном разговоре с корреспондентом 116.ru пояснила, что в своих выводах опирается не на свои соображения, а на «полновесное заключение эксперта-юриста международного уровня Куприна А.С.». Что касается проекта в Зеленодольске, то госпожа Мингазова еще не успела с ним познакомиться, поэтому каких-либо комментариев по этому вопросу от нее добиться не удалось.
«Волга и Казанка – не одно и то же, поэтому делать выводы о жизнеспособности проекта в Зеленодольске на основании казанского опыта нельзя, – сообщила 116.ru советник мэра Казани по архитектуре и градостроительству Татьяна Прокофьева. – Что касается в целом подобных проектов, то здесь есть три аспекта: социальный, экономический и экологический. В первом случае, если городу действительно необходима набережная, это, безусловно, положительное решение. С экономической точки зрения, такие проекты довольно затратны, и велик риск, что успехом они не увенчаются. С точки зрения экологии, должна быть очень серьезная подготовка, необходимы исследования, подтверждающие, что намыв не повлечет за собой каких-либо экологических бед».
Алексей Соловьев не боится возможной критики. Он утверждает, что два проекта имеют абсолютно разные обоснования: «В Казани намыв надуманный. Мы же не собираемся просто уменьшить водное пространство для коммерческих целей. Во-первых, акватория Волги намного шире, чем акватория Казанки, и территория намыва у нас будет намного меньше. Во-вторых, необходимость намыва другая. У нас проект носит социальный характер, город давно мечтает о набережной».
Эскиз предоставлен инвестиционным центром «Зеленый дол»