Город Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи РТ: «Стоит задача снизить цены на Интернет еще в два раза»

Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи РТ: «Стоит задача снизить цены на Интернет еще в два раза»

" src=

Еще совсем недавно цены на Интернет в Татарстане оставались одними из самых высоких по России. Что, по понятным причинам, вызывало стойкое недовольство пользователей сети из числа жителей республики. В настоящее время практически никто не может представить себе жизнь без Всемирной паутины, поэтому вопрос стоимости здесь – тема номер один. Во многом благодаря усилиям министерства информатизации и связи РТ в апреле этого года цены на Интернет в Татарстане упали в два раза. И, как выяснилось, это не предел – в конце сентября прошла вторая волна снижения стоимости. О дальнейших изменениях на рынке связи читателям 116.ru согласился рассказать глава ведомства Фарит Фазылзянов.

Фарит Мансурович, насколько развиты, по вашей оценке, в России, и в частности в Татарстане, интернет-услуги и инфокоммуникационные услуги в целом? Какие факторы влияют на их развитие?

– Действительно, вопросы развития интернет-услуг для нас очень важны. В частности в нашей республике проводится очень большая работа по развитию вообще этого сегмента рынка. Какие моменты, на мой взгляд, влияют на его развитие в целом по России и по республике? Во-первых, учитывая, что ситуация в этой области рыночная, в первую очередь необходимо обращать внимание на следующие факторы – это платежеспособность населения в отношении услуг связи, доступа и использования Интернета. Второй фактор – это развитие самой инфраструктуры, как проводной, так и беспроводной, с соответствующим доступом к услугам. И третий фактор – это сам инновационный потенциал республики, самой территории, где необходимо соответствующее обеспечение с точки зрения специалистов, технологий и так далее.

Поэтому я считаю, что если говорить в целом по республике, то здесь на сегодняшний день создана высококачественная, активно развивающаяся инфраструктура. Еще раз напомню, что в республике все зоновые сети полностью цифровые, все районные центры соединены по «оптике», все деревни телефонизированы, ставятся таксофоны, открываются пункты коллективного доступа в Интернет даже в тех населенных пунктах, где потребности нет. То есть закон в этой части мы исполняем, представляя равные возможности доступа к информации для граждан. Ну и третий момент – не надо забывать, что активно идет развитие мобильного Интернета за счет того, что уровень проникновения сотовой связи на сегодняшний день в республике 123,4 процента. То есть в принципе каждый житель имеет чуть ли не по две «трубки».

Складывается ощущение, что мобильная связь вообще оттеснила проводную. Кстати, каково их процентное соотношение?

– Соотношение проводной и сотовой связи на рынке услуг на сегодняшний день у нас 13 на 87. Все эти факторы способствуют распространению Интернета. Раньше интернет-трафик удваивался раз в два-три года, пару лет назад удвоение шло каждые полгода. Теперь он удваивается раз в квартал. Большое потребление трафика – для нас показатель того, что население активно начинает использовать соответствующую инфраструктуру и потреблять информационные ресурсы. Та политика строительства инвестиций, которую мы проводили последние несколько лет, дает отдачу. Плюс, как я уже много раз заявлял, раньше стоимость абонентских устройств – я имею в виду ПК, ноутбуки, сотовые телефоны – была не очень доступна для широких слоев населения. В настоящее время за счет развития сетевого бизнеса, прихода новых торговых сетей, специализирующихся в нашей отрасли, у нас ситуация резко изменилась к лучшему. На сегодняшний день в каждом из этих сегментов есть бюджетно-облегченные модели, которыми могут воспользоваться как при прямой покупке, так и с помощью кредитных линий. Плюс сами компании сейчас в борьбе за клиента используют механизмы предоставления клиентам бесплатных устройств подключения.

Мы эту ситуацию констатировали так: республика, начиная, наверное, с этого года, делает переход к формирования информационного общества. Раньше клиенты бегали за компаниями, а сейчас компании бегают за клиентами. Мы призываем все компании проводить гибкую клиентоориентированную политику. Ну и следующий важный момент – нас интересует дальнейшая демонополизация рынка услуг за счет прихода новых игроков, как крупных, так и средних и мелких. Для этого в республике созданы все институты и правовая основа.

Все эти годы принято было говорить о том, что республика в плане связи довольно монополизирована. Что за игроки пришли к нам недавно и какие еще придут?

– «Синтерра» и «Корбина телеком», которая сейчас вошла в компанию Билайн, подписали с нами соглашение о том, что они будут проводить работу по развертыванию в республике своей инфраструктуры. В первую очередь, задача, которую мы им поставили, – чтобы работы проводились не только в крупных городах и столице нашей республики, но и в сельской местности, там, где вопросы конкуренции наиболее актуальны. Потому что на сегодняшний день мы не скрываем – наибольший охват у нас имеет компания «Таттелеком». Вы знаете, что там более 80% принадлежит государству, поэтому нам важно, чтобы создавалась нормальная конкуренция в республике, приходили новые игроки. Не было понятия «собака на сене».

Стоит ли ожидать дальнейшего понижения цен на Интернет?

– В мае мы проводили усиленную работу с операторами, благодаря чему цены на Интернет снизились в два раза. В августе–сентябре произошел второй этап снижения цен на интернет-услуги в Республике Татарстан. Ряд крупных интернет-провайдеров ввел новые тарифные планы с более высокими скоростями передачи данных и относительно низкой стоимостью.

Сегодня мы вышли на средний уровень цен по ПФО. Сейчас мы продолжаем разъяснительную работу с операторами и в ближайшие пару месяцев проведем серию встреч. Стоит задача снизить цены на Интернет еще в два раза. То есть мы хотим выйти на общефедеральный уровень цен и добиться оптимального соотношения цен по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом.

Однако добиваться снижения цен мы хотим не за счет административного влияния или только разъяснительных работ, но и за счет ввода новых игроков и внедрения новых технологий.

Насчет новых технологий – когда в Казани повсеместно появится связь третьего поколения?

– Такая работа рядом компаний ведется. Думаю, что в течение ближайшего года все три крупные компании федерального уровня запустят систему 3G как в нашей столице, так и в крупных городах. Ну и в дальнейшем мы ставим в планах, чтобы сеть покрытия начала мигрировать в сторону сельских районов. Как раз к вопросу о развитии мобильного Интернета среди сельчан. Все замеры, которые мы там проводили, на сегодняшний день показывают устойчивое качественное скоростное подключение к услугам Интернет. Я думаю, что с учетом того, что у нас очень активно используются мобильные устройства, и все они в основном предусматривают собой поддержку стандартов Wi-Fi и wimax, 3G, GPRS, эта составляющая будет расти. По-простому говоря, те пять миллионов абонентов, что в республике числятся, это все потенциальные клиенты Интернета, которые в принципе могут и сейчас им воспользоваться. Анализы самих операторов говорят о том, что сейчас резко вырос уровень потребляемого трафика в связи с внедрением новых сетей и с активным использованием мобильных устройств.

Плюс, как я уже сказал, с приходом новых игроков и в целом снижением цен по России резко обострилась конкуренция, и ряд операторов уже готовит изменения в тарифных планах. Более того, одна компания, называть которую мы не будем, уже приняла решение о снижении цен на безлимитный Интернет на скорости более 512 Кбит/сек. Кстати, по поводу скоростей, мы вообще считаем анахронизмом и каменным веком то, что наши операторы, по сути, позорят себя, предоставляя услуги доступа в Интернет на скоростях 64, 128, 256 да даже 512! Потому что нормальный мировой стандарт – это 2 Мбит/сек. как минимум. А мы все еще хвалимся этими маленькими скоростями. Поэтому, конечно, работа с операторами ведется по модернизации своего оборудования для того, чтобы они могли перейти к этим стандартам.

Что сдерживает развитие интернет-услуг? Только ли маленькие скорости?

– Основной момент, который, на мой взгляд, отрицательно сказывается на развитии Интернета в России, и в частности у нас в Татарстане, – это отсутствие электронных сервисов. По факту основной трафик – это потребление мультимедийной информации. Доступ к информационно-развлекательным ресурсам, статистическая информация. А чтобы можно было говорить о том, что есть определенное количество востребованных в ежедневной повседневной работе сервисов по услугам, например, государства для граждан, государства для бизнеса, бизнеса для населения, к сожалению, количество таких сервисов очень маленькое. Почему, собственно, мы и разработали новую версию программы «Электронный Татарстан» и расширяем функции проекта «Электронное правительство», потому что основная задача состоит, помимо улучшения работы органа госвласти за счет внедрения новых технологий, в предоставлении спектра информационных услуг, минуя общение с чиновниками напрямую, устраняя бюрократические препоны. На мой взгляд, основные средства должны быть потрачены в ближайшие два-три года на решение именно этих проблем.

Как у нас обстоят дела с подготовкой специалистов? Кто должен эти программы реализовывать на местах?

– У нас есть проблема, и она характерна для всех регионов – это наличие кадров и персонала на местах, в том числе наличие IT-компаний со своими решениями, в том числе на уровне муниципальных образований. Здесь основной упор должен быть на помощь государства во внедрении процессов. Для того чтобы обеспечить соответствующую среду. Поэтому и уделяется большое внимание развитию образовательного кластера в сфере инфокоммуникаций. Мы в этом направлении уже порядка 10 лет работаем. Сейчас идет активное сотрудничество по цепочке министерство – предприятие – вузы – школы, потому что техника меняется, каждые полгода она модернизируется, появляется новое поколение. Важно в связи с тем, что идет мощная цифровизация инфраструктуры, иметь высококвалифицированный персонал и кадры. Мы проводим работу по подготовке узких специалистов для предприятий по их заказам. Плюс мы активно используем механизм внесения изменений в учебные курсы. К сожалению, качество преподавания в вузах очень низкое, плюс некоторые дисциплины читаются десятилетиями по устаревшим методикам с упоминанием устаревших технологий. Нас это не устраивает. Поэтому мы оказываем определенную материальную помощь предприятиям и вузам по замене и модернизации лабораторной базы, а также активно последние два года используем практику преподавания как сотрудников министерств, так и сотрудников предприятий в высших учебных заведениях.

Вернемся к вопросу о скоростях доступа к сети Интернет. У меня, к примеру, 1024 Кбит/сек. – в моем случае это лучшее, что предлагает компания. Однако этот оператор в рамках заявленного тарифа в основном предоставляет скорость в пределах 200-300 Кбит, большей они по техническим причинам организовать не могут. Проблемы существуют и у других операторов. Как можно на них повлиять? И вообще, это объективная ситуация или халатность отдельных субъектов бизнеса?

– Во-первых, можно через систему «Электронное правительство» обратиться в наш адрес. Мы конкретно рассматриваем каждое обращение. Во-вторых, можно обратиться в Россвязьохранкультуру, которая собственно должна заниматься надзором за качеством предоставляемых услуг. Третье – это Роспотребнадзор. В нашей практике часть вопросов решается путем настройки оборудования, по ряду – проводится разъяснительная работа.

Я могу дать свой взгляд на эту ситуацию. В России идет формирование рынка. Рынок очень дикий.

То есть сказывается болезнь роста?

– Абсолютно верно. Предприятия невоспитанны, класс собственников не сформирован. Рыночная ситуация еще не близка к идеалу. С ходу сказать – ты меня не устраиваешь, я уйду к другому оператору – тоже не во всех районах и городах можно. С другой стороны, операторы должны понять, что политика клиенториентированности для них должна стать главным конкурентным преимуществом, потому что каждый потерянный клиент и жалоба влияют на имидж. Сейчас клиенты все более требовательны. Стоит вспомнить ситуацию со связью: раньше клиенты бегали за связистами, чтобы поставить телефон, да и цена была неимоверная, то сейчас ситуация другая. Бегают предприятия за клиентами, предлагают установку, различные тарифы. Бесплатные бонусы, плюс за счет развития сотовой связи резко расширился спектр выбора – не нравится мне проводная связь, буду пользоваться беспроводной.

Мы эту информацию доводили до операторов проводной связи. В связи с появлением новых мобильных технологий доступа в Интернет отток клиентов будет идти в сторону мобильных услуг. Этого никто не отменял, и пока что все параметры указывают на это. На сегодняшний день клиент может купить модем с поддержкой 3G сотовой связи и пользоваться скоростным Интернетом. Операторы проводной связи об этом знают. К сожалению, на более низком уровне персонал этой политики не ведает и своими действиями вынуждает клиентов разочаровываться.

А насколько приемлем по цене сейчас высокоскоростной мобильный Интернет? По крайней мере, как эти цены соотносятся с ценами на кабельный Интернет?

– Мы не проводили такой ценовой анализ. Но задачу такую перед собой поставили, и в ближайшие месяц-два обязательно его проведем и опубликуем на нашем портале. Хорошая идея с вашей стороны!

В целом, я думаю, цены не сильно отличаются. Здесь надо посмотреть с точки зрения того, что новые технологии только на этапе внедрения. Как только это станет носить массовый характер, цены станут сопоставимы, а может даже и ниже.

Год назад мы предлагали очень хорошую идею, которой на сегодняшний день последовала одна компания сотовой связи. Мы предлагали задействовать инфраструктуру сотовой связи в сельских районах за счет организации узлов доступа. Любая сотовая компания имеет инфраструктуру узлов доступа в каждом субъекте для подключения базовых станций. Раньше эта инфраструктура использовалась только для нужд сотовой связи. Мы им предлагаем хороший вариант – чтобы они на базе этого оборудования открывали узлы доступа и дополнительно загружали свои каналы, в том числе предоставляя услуги проводного доступа в Интернет. Думаю, будет и последующий этап конкуренции сотовых операторов уже в проводном сегменте. Это еще один из методов воздействия на проводных операторов, чтобы они снижали цены.

Еще три года назад нередко можно было услышать заявления о том, что Татарстан в будущем станет лидером по связи и информационным технологиям в России. Оправдано ли это? К примеру, в Санкт-Петербурге невозможно купить билеты в театр, кроме как через Интернет. В больших городах электронные сервисы остро востребованы населением. Логично предположить, что отрасль развивается там, где есть спрос. Как собираются делать центр информационных технологий в Татарстане? За счет чего?

– Я недавно эту тему обсуждал с одним из своих бывших работников, который работает в театральной сфере. Спрашивал, почему на их спектакли не ходят люди. Могу сам ответить на этот вопрос: все заключается в том, что нет соответствующего сервиса. Второй момент – должны быть люди инновационного характера мышления, которые должны эти технологии использовать в работе в том или ином направлении, будь то театры, больницы или аптеки. Так что все сводится к подготовке кадров. Это вопрос номер один на сегодняшний день. Я вообще считаю, что понятие информационные технологии надо переделать в понятие инновационные технологии. Потому что информационные технологии – это лишь инструмент. Мы должны знать, как его использовать, чтобы повышать эффективность в тех или иных отраслях. Поэтому если говорить о Татарстане – основные базовые институты для создания обстановки, чтобы республика вышла в лидеры, у нас есть.

Можно поподробней, что это за институты?

– Во-первых, у нас есть законодательство – закон и нормативные подзаконные акты, обеспечивающие развитие этих процессов. Во-вторых, есть организации в лице Центра информационных технологий. В-третьих, у нас создана среда предприятий, которые этими вопросами занимаются. Да, она находится в стадии становления со своими плюсами и минусами. Четвертый момент: все базовые вопросы развития инфраструктуры социального характера были решены в прошлом году. Есть решение о создании IT-технопарка республики, то есть некоего центра по разработке программного обеспечения.

Основной момент, который на сегодняшний день сдерживает эти процессы, – это отсутствие высококвалифицированных топ-менеджеров в этой среде. Не обязательно они должны быть из среды республиканской. Настала пора, я считаю, приглашать их и из среды зарубежных компаний. Потому что основное конкурентное преимущество России, в том числе в информационных технологиях, – это дешевая качественная рабочая сила. У нас есть школа подготовки специалистов, хоть она немного и сдала за последние годы – ее никто не отменял. То есть креативные люди не перевелись. Талантами республика богата. С другой стороны, основная проблема, которую мы наблюдаем в последние годы, – это отток талантливых ребят за пределы республики и за пределы России. Почему? Потому что им не создают условий для труда.

Поэтому основная задача, которую мы ставили и анонсировали в рамках развития идеи технопарка, и с такой инициативой мы вышли на федеральный уровень, – необходимы большой нормальный государственный заказ и федеральная программа по развитию отечественной софт-индустрии – то, чего на сегодняшний день в России нет. Сектор отечественного потребления очень большой с точки зрения локализации на русскоязычный интерфейс и востребованности этого программного продукта – это по сути дела весь рынок России и СНГ. Это большой задел для начального старта. Если эту программу начать реализовывать, то, я считаю, что будут большие революционные изменения. Во-первых, будут решаться вопросы информационной безопасности, второе – будут решаться вопросы снижения бюджетных затрат на эксплуатацию информационных технологий в органах госвласти и бюджетных организациях. Так что учитывая, что родоначальниками этих идей были мы, то можно смело сказать, в Татарстане рождаются полезные для общества начинания.

Наших читателей как интернет-пользователей наверняка интересует примерный прогноз на то, когда разрыв в степени развития интернет-услуг между Россией и западными странами придет к минимуму?

– Я думаю, год, максимум два. Мы прогнозирует то, что с приходом новых компаний будет поглощение слабых игроков на рынке республики. Сильные компании, которые готовятся к внешним и внутренним интервенциям, активизации рыночной борьбы, будут конкурировать успешно. Работы тут всем хватает в плане развития сервиса. Кабелем, Wi-Fi или 3G через год уже никого не удивишь. А вот сервисом и гибкими тарифами, я думаю, будут удивлять всегда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления