Сегодня, 24 сентября, на базе Казанского юридического института при МВД РТ презентовали систему «Портрет-Поиск». Это принципиально новая программа распознавания лиц на записях камер уличного наблюдения, фотографиях, и фотороботах. Ее особенность в том, что она позволяет искать портреты и фотороботы людей всего по нескольким запомнившимся чертам лица. Эту технологию в Татарстане внедрили в качестве одной из первых в России, и за прошедшее время система показала неплохие результаты по раскрываемости преступлений.
«Благодаря новой программе, мы ожидаем значительного увеличения раскрываемости преступлений, – рассказал в интервью 116.ru начальник отдела экспертно-криминалистического центра МВД России полковник милиции Александр Кочетков. – Система позволяет упростить процесс составления фоторобота. Даже если потерпевший запомнил какую-то одну черту лица, мы сможем составить портрет и найти человека по базе данных». По словам полковника милиции, к 2009 году планируется создание объединенной российской электронной базы, куда войдет около 10 миллионов фотографий.
Рост показателей по поимке преступников, несомненно, явление позитивное, но при этом ясно и то, что повышение «производительности» одного ведомства даст дополнительную нагрузку на другие. «Сейчас численность спецконтингента в учреждениях уголовно-исполнительной системы Татарстана стабильна, в течение последних пяти лет она колеблется в районе 16 тысяч человек, – рассказала корреспонденту 116.ru начальник пресс-службы ГУФСИН РТ Инга Мазуренко. – Ежегодно около пяти тысяч человек освобождается из мест лишения свободы и примерно столько же туда попадает по решению суда. «Перелимит» и в следственных изоляторах, и в исправительных колониях составляет около 3%. Так что если представить, что поток осужденных к лишению свободы резко увеличится, справиться с этой ситуацией будет непросто». По словам начальника пресс-службы, ситуация настолько серьезна, что в последнее время обсуждается вопрос о применении альтернативных видов наказания в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Это, к примеру, ограничение свободы, предусматривающее ношение электронных браслетов, или домашний арест.
Возникает вопрос: можно ли решить проблемы преступности, забив тюрьмы до отказа?
Может, вместо гонки за показателями сосредоточиться на причинах, а не на следствии?
«Можно предположить, что большой поток осужденных переполнит тюрьмы и иные места принудительного содержания, – прокомментировал 116.ru председатель комитета по законности, регламенту и депутатской этике Госсовета РТ, заслуженный юрист РТ Зямил Ягудин. – Но человек, совершивший преступление, должен нести справедливое наказание. Если будет иметь место переполненность, то, может быть, есть смысл строить дополнительные места лишения свободы. Однако решение этой проблемы не в альтернативных видах наказания, а в профилактике самих преступлений. Нужно устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений. Снизить преступность можно, только лишив ее плодородной почвы».
Таким образом, чтобы борьба с преступностью не сводилась к конвейерному судопроизводству, упреждающие преступность меры должны формироваться на законодательном уровне. Есть уже и конкретные предложения от Татарстана. К примеру, депутаты Госсовета РТ уже второй раз предлагают решение проблемы краж мобильных телефонов. Законотворцы обращаются в госдуму РТ с инициативой на законодательном уровне обязать операторов сотовой связи не обслуживать телефонные аппараты, находящиеся в розыске. Тем более, что современное оборудование позволяет это сделать.
Жаль, что примеры удачных конкретных решений пока единичны. И в основном все сводится к погоне за цифрами.
Фото: Фото автора