Начинается новый учебный год – время, когда особенно остро разворачиваются общественные дискуссии по проблемам образования в нашей стране. Процесс реформирования на федеральном уровне уже запущен, и регионы ждут – кто с опаской, кто с волнением – тех нововведений, что готовы предложить новое правительство и обновленная Государственная дума. О том, какие настроения витают в Москве и почему важно привлекать молодых к законотворчеству, согласилась рассказать читателям 116.ru член комитета по образованию Государственной думы Российской Федерации Виктория Черкесова.
– Виктория Валерьевна, куда движется российская система образования? И какое место в процессе реформирования может занять процесс так называемого укрупнения вузов?
– На сегодняшний день не секрет, что реформа идет, и мы движемся к европейской системе образования. Тому подтверждение – балльно-рейтинговая система, переход на двухуровневую систему аттестации в вузах и систему единого государственного экзамена в среднем образовании. Что касается укрупнения, уже созданы два вуза федерального значения – Южный и Сибирский. Конечно, проблемы вузовского укрупнения существуют. Без этого не обходится ни одно нововведение. Тем не менее, думаю, такие вузы должны существовать. Это позволит собрать лучших педагогов на одной профильной университетской площадке.
– Сколько может занять этот процесс? Когда будут видны результаты?
– Я думаю, что первые результаты объединения, скажем, в Южном федеральном округе появятся через два-три года. Пока серьезно сказывается отсутствие необходимой материально-технической базы и недостаточная концентрация по-настоящему выдающихся в своем деле педагогов, способных воспитывать таких же талантливых учеников.
– Так значит, разговоры о том, что наши технические вузы в Татарстане вот-вот объединятся, преждевременны?
– Да, говорить об этом пока рано. Руководство Татарстана, как известно, не делает поспешных и необдуманных шагов. Четкое планирование после тщательного обсуждения может дать в конечном итоге положительный результат. Но на это требуется время.
– Однако принято говорить о Татарстане как об инновационной площадке…
– Я не говорю, что Татарстан не экспериментирует… но не зря говорят, что лучший экспромт – тот, который хорошо отрепетирован. Все татарстанские инновации удачны, прежде всего, благодаря колоссальному опыту политического и экономического планирования. Если условия будут созданы, возможно, объединение произойдет и в 2009 году. Скорее всего, ясность будет уже осенью.
– Какие на сегодняшний день вопросы наиболее остро стоят перед системой образования?
– Вопросы популярности начального и средне-специального профессионального образования, переход на двухуровневую систему аттестации в вузах, а также устранение проблем при сдаче ЕГЭ сегодня, на мой взгляд, наиболее актуальны. Что касается непосредственно Татарстана – это первоочередная задача укрепления языковой базы в преддверии Универсиады-2013.
– На чем сегодня акцентируют свое внимание члены комитета Госдумы по образованию?
– Основной закон (закон РФ «Об образовании» – авт.) претерпел в четвертой Думе всевозможные изменения, и ближайшая наша задача – устранить эти шероховатости и несоответствия. Особняком стоит вопрос о сохранении национального компонента в школьной программе, принципиальный для национальных республик. Не случайно Госсовет Республики Татарстан и Законодательное собрание Башкирии подготовили соответствующие поправки в закон, рассмотрение которых пройдет осенью. Возможно, площадкой для обмена мнениями на эту тему станет именно Татарстан.
– Хочется коснуться вопроса о переводе учреждений образования в статус автономных. От представителей исполнительной власти невозможно добиться конкретики по поводу того, как они будут функционировать. Итог рассуждений примерно такой: «Как функционировать эта система будет – мы не знаем, когда начнет работать, тогда и будет понятно». При этом невозможно понять, кто будет отвечать по денежным обязательствам школы, следить за тем, чтобы планка знаний не снижалась…
– Переход учреждений в автономное управление – тоже своего рода эксперимент. Но можно с уверенностью сказать, что государственный контроль в школах при его реализации будет сохранен. Автономное учреждение – некий аналог частной школы, которая управляется хорошим менеджером и ведет при этом образовательную деятельность в соответствии с государственными стандартами. Говорить о том, как будет работать эта система целиком, действительно, пока сложно. Но примеры успешной работы в республике уже есть. Еврейская школа в Казани работает по принципу автономного учреждения уже шесть лет. При этом качество образования здесь на порядок выше многих среднеобразовательных школ, а квалифицированным педагогам созданы должные условия.
– Однако в нашей стране бесплатное образование – это то, чем привыкли гордиться. Стоит ожидать, что к коммерциализации школ люди отнесутся довольно неоднозначно…
– Базовое образование останется бесплатным. Будет расширяться спектр платных услуг, которые были и в советские времена. Когда я занималась в секции настольного тенниса, занятия были бесплатными, но форму и ракетку моим родителям пришлось купить самим. Среди факультативов родители сегодня выбирают занятия не только по душе, но и по кошельку. Сфера услуг в образовании на пути к частному рынку. Этот бизнес не был развит 10-20 лет назад, а сейчас устойчивый спрос на качество рождает различные предложения.
– Давайте поговорим про нынешний созыв Думы, куда пришло много молодежи, в том числе представители шоу-бизнеса и спортсмены. Как это отражается на работе?
– Мне сложно сравнивать, поскольку я не работала в предыдущем составе, но, по словам многих коллег, молодежь в Думе не остается незамеченной. Мы, как новый ингредиент, добавленный в хорошо приготовленное блюдо, должны принести пользу всему организму. В нашей республике преемственность поколений наглядна. Молодежь представлена и в Госсовете, и в общественной палате республики, и в руководящих органах исполнительной власти. В Татарстане молодежь привыкла не только перенимать опыт, но своей энергией и силами рождать новые проекты. То же самое сегодня происходит на уровне Российской Федерации. Не секрет, что мы – 37 молодых, талантливых и, как говорят, красивых – пришли в Думу каждый со своим запалом. Конечно, многого мы еще не знаем, поэтому стараемся в сжатые сроки освоить науку политеса и говорим представителям старшего поколения за преподанные нам уроки «спасибо», даже если иногда они кажутся нам чересчур жесткими.
– Насколько инициативны «новички»?
– Многое из того, что предложено молодыми, обсуждается и готовится к внедрению. Например, поправки Роберта Шлегеля в закон о СМИ. Он привлек внимание к этой проблеме своей молодостью и энергией, желанием что-то поменять. Думаю, при взаимодействии с Общественной палатой закон примет достойное обличие, и наши дети будут избавлены от того потока теле- и печатной грязи, который мы сегодня имеем. Спортсмены-депутаты тоже вносят свою лепту в законотворчество. Ими были внесены предложения по усовершенствованию работы спортшкол и поступлению в вузы спортсменов-олимпийцев, отстаивающих честь страны. Так что молодым депутатам еще предстоит оправдать доверие, которое нам было оказано.
– Давайте поговорим про деятельность вне парламента. Вам нравится делать проекты с молодежью и студентами?
– Да, это мне действительно нравится. И работа в Думе никак не мешает мне этим заниматься. Я остаюсь членом правления «Академии творческой молодежи Республики Татарстан» – одной из молодежных организаций республики, составной частью которой является движение «Мы…». С удовольствием помогаю реализовывать их идеи. Какие-то проекты мы придумываем совместно. Некоторые ребята имеют возможность приобщиться к политической жизни в качестве моих помощников. Это для них хороший опыт.
По линии партии «Единая Россия» я занимаю пост заместителя председателя Межрегионального координационного совета по спорту и работе с молодежью в Приволжском федеральном округе. Одна из моих задач – помощь в реализации проектов представителей региональных общественных организаций. Если удается быть полезной, вместе с авторами идей радуюсь нашим маленьким победам.
– Вы думаете о себе как о политике?
– Для меня политика – это радуга отношений, которая состоит из множества цветов. Политика есть и в детском саду, и в школе. Там, где присутствуют человеческие отношения, там и начинается политика. В этом контексте я в полной мере ощущаю себя политиком. Быть может, на российской арене я пока не очень заметный человек, но надеюсь стать таковым в ближайшее время. Госдума никогда не была для меня самоцелью. Просто понимание, что я – политик, пришло очень рано. Все, что я делаю, созвучно этой мысли. Наверное, поэтому меня включили в списки «Единой России»...
– То есть вам просто нравится решать задачи, но вы не рветесь к власти…
Не думаю о статусе, и не загадываю на три с половиной года вперед, когда срок полномочий закончится. Надеюсь, что все, что удастся сделать за это время, будет полезным. Моя работа приносит мне удовольствие, потому что я могу помогать людям и транслировать идеи, которые выдвигает молодежь. Профессионалы всегда востребованы, так что без работы остаться я не боюсь.
– Вы из тех, кто не боится ответственности?
– Мой принцип: боишься – не делай, а делаешь – не бойся. Ответственность обычно дается в нагрузку к сверхинтересному проекту или решению, от которого много зависит. В них смысл деятельности, разве этого можно бояться?
– Ваша занятость не создает трудностей в личной жизни?
– Сегодня моя семья – это мама и бабушка. Я бываю у них всегда, когда приезжаю в Казань. Замужество – в ближайших планах. Надеюсь, что у меня как у женщины-политика хватит мудрости, и я смогу сделать счастливыми мужа и наших будущих детей.
– Последний вопрос. Почему «Единая Россия»?
– Вступить в «Единую Россию» отказывалась несколько лет. Я не из тех людей, которые идут вперед, повинуясь стадному чувству, не люблю, когда мне что-то навязывают. Сначала я выбрала «быть рядом». Меня заинтересовали партийные проекты, рассчитанные на молодежь, в частности, строительство ФОКов по всей России. Членский билет потребовался намного позже, когда я поняла, что если буду внутри, смогу сделать больше и лучше. Так оно и вышло.
Беседовала Лилия АХМАДЕЕВА