На этой неделе Следственный комитет при прокуратуре РФ по РТ отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников УВД Казани. Мать 15-летнего парня обвиняет милиционеров в избиении своего сына, с целью получения от него признательных показаний в совершении акта вандализма.
В феврале 2008 года на одном из зданий в центре Казани кто-то нарисовал фашистскую символику. Подозрение сотрудников милиции пало на 15-летнего казанца Павла Батуева. Парень даже написал явку с повинной и сознался в содеянном.
Однако, по словам самого Павла, написать признательные показания его заставили под угрозами. Подросток утверждает, что милиционеры его били.
«Сначала сотрудники милиции мне позвонили на мобильный и сказали, чтобы я пришел к ним, – объясняет ситуацию корреспонденту 116.ru Павел Батуев, – потом прислали повестку. Но заехали ко мне сами и забрали без мамы. В отделении меня просто опрашивали, давили, конечно, морально. Их было в кабинете трое. Потом отпустили.
Через какое-то время меня забрали прямо из торгового комплекса в центре города. Мы приехали на Большую Красную, в здание УВД, там меня уже и били и давили морально. В кабинете я находился примерно четыре часа. Милиционеры мне говорили, что у них есть видеопленка, на которой запечатлено, как я рисую свастику на стене. Я просил их показать мне запись, но безрезультатно. Меня снова отпустили.
Примерно через два дня меня забрали в третий раз прямо около дома, когда я шел в школу. И снова стали били, угрожали, что посадят. И вот тогда я уже подписал явку с повинной под их диктовку», – говорит Павел.
В день третьего задержания, 18 февраля, мама Павла Батуева Ирина Кудимова в милицию поехала вместе с сыном. Только во время беседы оперативников с подростком, как говорит сама женщина, она находилась в другом кабинете и не видела, что там происходит. Как рассказала Ирина 116.ru, милиционеры предлагали ей подписать признательные показания сына, но она отказалась. На следующий день мать с сыном обратилась в травмпункт, где у подростка зафиксировали «ушиб правой половины грудной клетки», «ушиб мягких тканей затылочной области» и «сотрясение мозга под вопросом». Ирина Кудимова подала заявление в республиканскую прокуратуру о преступлении, совершенном сотрудниками УВД Казани. Однако 25 апреля 2008 года Центральный межрайонный следственный отдел СК при прокуратуре РФ по РТ вынес решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Женщина обратилась в Правозащитный центр Казани, юристы которого составили жалобу в суд. Как рассказал председатель совета Центра Игорь Шолохов, представлявший интересы пострадавшей стороны в суде, слушание 11 августа закончилось ничем, поскольку не были предоставлены материалы проверки по данному делу и не было самого следователя. А уже 12 августа помощник прокурора Вахитовского района сообщил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено без суда. «По сути мы добились своего – постановление было отменено. Сейчас материал отправлен на дополнительную проверку», – сказал Игорь Шолохов 116.ru. По его словам, это уже не первый случай в его практике, когда необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела. Следователи просто надеются, что люди успокоятся и дальше не пойдут.
Также правозащитник считает, что сам допрос проходил с нарушением закона. Поскольку эта процедура с несовершеннолетними проводится только в присутствии родителей, ответственных воспитателей, учителей, или психолога.
Мнение милицейской стороны
Как сообщил 116.ru начальник пресс-службы УВД Казани Игорь Силко, со ссылкой на слова начальника оперативно-розыскной части №4 УВД Казани Рамиля Замалдинова, никакого применения физической силы к подростку не было и быть не могло. «Абсурдно было бы применять силу. У оперативников и в мыслях такого не было», – говорит Игорь Силко.
Доставили подростка в милицию, потому что появилась оперативная информация, что это он мог нарисовать свастику. Были люди, которые указали на него и он сознался в этом. Никаких избиений не было. Действия в данном случае подростка и его матери – это способ самозащиты, считают в УВД Казани.
«Во-первых, его опрашивали никак не более трех часов. Протокол в данном случае не составляется и задержание к нему не применялось», – говорит Игорь Силко. Опрашивали его в присутствии матери, и нарушений, соответственно, в действиях милиционеров нет. И именно потому, что не было никаких нарушений, следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Не факт еще, что после дополнительной проверки дело будет возбуждено. «Эти люди – офицеры, они не могли позволить себе такого», – заключи Игорь Силко.
Павел Батуев утверждает, что не принадлежит ни к какому молодежному течению и понятия не имеет, почему подозревают именно его. Однако в милиции говорят, что этот факт нужно еще проверить. Кроме того, оперативники сомневаются в истинности происхождения гематом на теле подростка, которые зафиксировали в травмпункте.
В любом случае, рано делать какие-либо выводы. Материалы сейчас находятся на дополнительной проверке.
Фото: Фото с сайта Koleco.info