Информационное пространство заполонили сообщения о том, что Татарстан участвует в споре с Самарской областью за пограничные территории. Ряд крупных изданий утверждает, что спор осложняется наличием на этих землях запасов нефти. Речь идет о месторождениях «Нурлатское» и «Ромашкинское», где добычей занимается ОАО «Татнефть». Цитируемые в СМИ эксперты делают предположения, что спор настолько серьезен, что может разрешиться только в суде – настолько обоснованы претензии соседнего региона на татарстанскую нефть.
Между тем в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 116.ru пояснили, что сложившаяся ситуация является скорее не спором, а разногласиями. По словам заместителя министра Натальи Евтеевой, их причиной послужило обнаружение неточностей в существующих документах тех федеральных служб, которые фиксируют границы регионов между собой: картографической, регистрационной и службы Роснедвижимости. Исторически сложилось так, что по документам этих служб границы областей пролегают в разных местах. Это, по версии министерства, и послужило причиной разногласий.
«Нефтеместорождения не являются причиной спора, так как те компании, которые добывают нефть на спорных территориях, платят налоги в бюджеты сразу двух регионов. Связано это с тем, что раньше лицензию на добычу полезных ископаемых выдавали сразу два субъекта, граничащих между собой, и на чьих территориях находилось месторождение. Поэтому и налоги в определенной пропорции распределялись между ними. А сегодня выдается одна лицензия на федеральном уровне, и опять же все налоги делятся. Поэтому это чисто территориальные разногласия, связанные с неточностями, допущенными при работе различных регистрационных служб», – считает Наталья Евтеева.
Федеральные службы в скором времени должны прийти к согласию и прочертить на карте России новую границу между Самарской областью и Татарстаном. Однако в том случае, если новая граница будет проведена в пользу одного субъекта РФ, то есть все месторождения окажутся на территории Татарстана, Самарская область может потерять налог на добычу полезных ископаемых, или ситуация может развернуться с точностью до наоборот. Так что назвать нефтяной вопрос чисто формальным разногласием – кажется очевидной скромностью самарских властей.
«Если новая граница пройдет таким образом, что месторождения окажутся полностью на одной территории, то и вопрос сам собой отпадет – доходы будет получать тот регион, в пользу которого будет проложена новая граница», – говорит заместитель начальника лицензирования по углеводородному сырью Управления по недропользованию по Самарской области «Самаранедра» Татьяна Рыбакова.
В Татарстане по этому поводу наблюдается полное спокойствие. Несмотря на то, что федеральные СМИ бушуют уже второй день, министр юстиции Республики Татарстан Мидхат Курманов о существующих разногласиях узнал от только от самих журналистов. «В ближайшее время вопрос о спорных территориях рассматриваться в Республике Татарстан не будет», – заявил глава ведомства.
Сегодня же председатель республиканского парламента Фарид Мухамедшин сказал на пресс-конференции в перерыве сессии Госсовета, отвечая на вопрос о споре с Самарой, следующее: «К нам никто (из правительства области – авт.) не обращался, я пока не курсе. Это, может быть, некоторые организации или предприятия спорят, это их касается. А если возникнут какие-то проблемы, мы сообща решим их».
Однако не похоже, что у «Татнефти» с каким-либо предприятием разыгрался коммерческий конфликт. О «разногласиях» в пресс-службе компании узнали от корреспондента 116.ru. Все руководство акционерного общества находится в Казани на полуофициальном мероприятии, а единственное доступное лицо, способное прояснить ситуацию – заместитель гендиректора Раис Хисамов – через своего секретаря передал, что пояснение «конфликта» не представляет никакой срочности.